«Монах»… в шоколаде?

Чего и кого только не изображали на обёртках конфет и шоколадок предприимчивые кондитеры начала XX века. И пёстрых бабочек с цветочками, и милых барышень, и популярных артистов, и рисуночки со знаменитых картин, и заграничные виды, и даже графа Льва Николаевича Толстого, идущего по пашне за плугом...

В 1912 году, к 100-летию Отечественной войны 1812 года конфетные коробки украшались изображением Наполеона и доблестных русских воинов. А год спустя, к 300-летию Дома Романовых с кондитерской продукции на верноподданных взирали портреты царственной семьи. Словом, фантазия била ключом.

А дабы не покушались на святое, принимались меры. В № 23 от 1 декабря 1911 году «Симбирские епархиальные ведомости» в разделе «Современная жизнь» сообщали: «Харьковским архиепископом Арсением обращено внимание на непозволительность изображения на обертках конфект портретов епископов и монахов. Обращение подобных конфект в Харьковской епархии воспрещено. Св. Синод одобрил такую меру, предоставив осуществление её на усмотрение епархиальных владык».

Вероятно, в Харьковской епархии уже был подобный прецедент, вызвавший запрет архиерея. Кстати, ране – в 1897-1903 годах владыка Арсений служил в Поволжье, возглавляя Казанскую и Свияжскую епархию. А потом, до самой кончины в 1914 году стоял во главе Харьковской архиерейской кафедры. Прославился миссионерской деятельностью, освящением новых храмов, печатными трудами. «Конфетный запрет» был лишь незначительным эпизодом в его деятельности.

Симбирскому епископу Вениамину в этом отношении было проще – шоколадное производство в Симбирске той поры не процветало. И, вероятно, публикации в «Симбирских епархиальных ведомостях» оказалось достаточно. Да и симбирские торговцы были в большинстве своём людьми благопристойными.

Кстати, немногим ранее, в № 11 от 1 июня 1911 года «Симбирские епархиальные ведомости» писали, что «В Смоленске администрация запретила кинематографам показывать картины, оскорбительные для духовенства и армии». Что касается кино, тут конечно, бывает порой сложнее определить, что оскорбительно, а что нет. Хотя некоторые, излишне «художественные» фильмы шокировали бы и современного изрядно развращённого зрителя. Например, летом 1916 года в уездном городе Сенгилее полиция пресекла подпольную демонстрацию порнографических фильмов. Как гласят строки полицейского протокола, «последняя же картина самого отвратительного характера по содержанию, под заглавием «Два попа»». Пикантные подробности содержания сего «шедевра», изложенные в протоколе допроса зрителя-прапорщика, опустим. Впрочем, владельцы кинематографа – крестьяне-супруги Уткины ­ успели сжечь плёнки с нецензурными фильмами и отделались закрытием своего заведения всего на один месяц.

Но вернёмся к кондитерским изделиям. Цензуру на сладкую продукцию ввести не трудно, дабы ни у кого не возникло желания изображать батюшек на фантиках или, не дай Бог, вылепить шоколадного архиерея. Последнее предположение не столь уж нелепо, как кажется, – в феврале 2014 года Международный кондитерский концерн подарил Папе Римскому Франциску его шоколадную статую в полный рост и натуральную величину. В Православии до подобного пока, слава Богу, не дошли…

Не знаю, ведают ли о давнем дореволюционном запрете современные производители лакомств, но обёрток шоколада или конфет с изображениями современных церковных иерархов и монахов на прилавках пока не встречается.

Зато нечто подобное можно увидеть в одном из музеев Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», а именно – в «Мелочной лавке» (улица Ленина, 76). В экспозиции, среди прочих товаров мелочной торговли, на прилавке лежит муляж шоколадки в дореволюционной обёртке. А на ней красуется самый натуральный монах! В чёрном одеянии, клобуке, с длиннющей седой бородой. Как же так – неужели кондитеры не убоялись гнева священнослужителей?

Оказывается, запрет нарушен не был. Всё дело в том, что сей «шоколад-ванил» был изготовлен в Москве на паровой фабрике И.Л. Динга и входил в серию «Русские артисты». И на обёртке чётко указали, что это вовсе не настоящий инок, а изображён актёр Г.С. Чернорук в роли Пимена из оперы «Борис Годунов». Георгий Семёнович Чернорук был достаточно известным для своего времени певецом-басом. В 1900-1904 годах солировал в Большом театре. Роль Пимена называли одной из лучших оперных партий артиста. К сожалению, из-за болезни горла он вынужден был оставить театральную сцену и перейти к концертной деятельности камерного певца.

Таким образом, шоколадка столетие назад радовала не только сладкоежек, но и поклонников классической музыки. И никоим образом не покушалась на священноцерковнослужителей. Придраться не к чему.

Посетите музей и убедитесь сами.

 

Иллюстрации:

1. Архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений. Начало XX века.

2. Папа Римский Франциск и его шоколадный двойник. Начало февраля 2014 года.

3. Лицевая и оборотная сторона муляжа шоколада из экспозиции музея «Мелочная лавка».

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил Литургию в праздник явления Казанской иконы Божией Матери

Митрополит Анастасий совершил Литургию в праздник явления Казанской иконы Божией Матери

21 июля, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в храме Благовещения Пресвятой Богородицы города Ульяновска.

Секретарь Симбирской епархии принял участие в заседании Демографического совета Ульяновской области

Секретарь Симбирской епархии принял участие в заседании Демографического совета Ульяновской области

На базе областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова прошло заседание Совета по демографической и семейной политике, национальным проектам Ульяновской области.