Русская Палестина

Однажды весной 2014 года я почти случайно, за компанию, оказалась в старинном московском особняке на улице Забелина в Центре Императорского Православного Палестинского Общества. Знакомство и беседа с его Председателем С.В. Степашиным,  окружающая атмосфера и окружающие люди, от общения с которыми вдруг появилось  чувство  надежности – «здесь свои» – все произвело сильное впечатление. Но думать не думалось, что с этой встречей совсем скоро в жизнь моих спутников и мою войдут новые смыслы, новое ощущение времени и пространства, связи времен, мы почувствуем историческую причастность к чему-то очень большому и важному, не всегда легко передаваемому словами  – мы почувствуем причастность к чуть таинственной общности по имени Русская Палестина.

Немного истории:

Из всех направлений международной и межцерковной деятельности России одно место на земле всегда являлось и является для нее центром притяжения, не зависящим от любых перемен – это Святая Земля. Все может меняться в мире, но ось Святая Земля – Святая Русь остается величиной, неизменяемой при любых обстоятельствах.  Кстати, понятие «Святая Земля» включает в себя исторические территории нынешней Палестины (государство Израиль и ПНА), Ливана, Сирии, Иордании и даже Египет и Синай.

Русско-палестинские церковные и культурные связи не уступают по давности самой истории Руси и Русской православной Церкви. По преданию, первым митрополитом, крестившим Русь с князем Владимиром, был святой Михаил Сирин, т.е. сириец по происхождению. Первое русское посольство на Ближний Восток было отправлено Владимиром Святым в 1001г.  А всего через 30-40 лет после Крещения уже ходили по Русской Земле дружины паломников, носители связи Святой Руси и Святой Земли – калики перехожие, «которые пришли из Иерусалима и вновь туда собирались».  В XII веке можно было встретить в Иерусалиме и представительниц правящего дома Рюриковичей: здесь окончила свои дни первая жена Владимира Мономаха княгиня Гита Гаральдовна.  Прибыла с паломничеством в Иерусалим, чтобы умереть и быть похороненной там, княжна Евфросиния Полоцкая, просветительница Белоруссии. Знаменитое «хождение» игумена Даниила было не только паломнической, но и дипломатической миссией: король крестоносцев Балдуин принимал его как посланца русских князей, и лампаду на Гробе Господнем Даниил затеплил от имени всех князей русских.

 В том же XII веке появляется в русском языке слово паломник. Для православной Руси хождение – и вхождение – в мир библейского Востока было и глубоким творческим потрясением. Вообще предыстория российского присутствия в Святой Земле очень интересная, и, надеюсь, мы еще сможем поговорить на эту тему подробнее.

А сейчас вернемся к Русской Палестине.

Иерусалим и другие центры стран библейского региона, в силу исторических и религиозных причин, относятся к важнейшим точкам приложения русской духовной и культурной активности.  Исторический облик Иерусалима до нашего времени во многом определяется русскими памятниками архитектуры и культуры: так называемые Русские Постройки с величественным Троицким собором в центре,

 Сергиевское подворье с флагом ИППО над круглой угловой башней, «Русская свеча» на Елеонской горе – самая высокая колокольня в Иерусалиме,

церковь Марии Магдалины в Гефсимании – памятник новорусского стиля, ставший одной из ярких архитектурных примет города.

Общение между нациями и цивилизациями неисчисляемо цифрами и связано с многовековой традицией паломничества в Святую Землю десятков и сотен тысяч россиян разных поколений, классов и сословий, имущественных состояний.

Вряд ли в российской истории с древнейших времен можно найти что-либо более устойчивое и долгосрочное, чем духовное устремление русского народа к Святой Земле. Когда славянская душа после долгой языческой дремы только пробуждалась к христианской жизни, в нее вошли впервые и навсегда – вместе с Евангелием, молитвой и иконой – слова и названия: Святая Земля, Иерусалим, Вифлеем. На протяжении веков, несмотря на самые тяжелые условия – войны, разрухи, нашествия и прочие бедствия и противостояния – Россия продолжала традицию, связанную с ее преемством в качестве единственной в мире Православной Державы в поствизантийском пространстве.

Политическое и духовное присутствие России в Святой Земле и на Ближнем Востоке осуществлялось трудом и подвигом представителей различных русских учреждений, светских и церковных. Но скоординировать и объединить их усилия – взять на себя и помощь паломникам, и поддержку Иерусалимского Патриархата, и просвещение арабского православного населения, и укрепление русского политического и духовного влияния в регионе – могла только единая мощная организация, с четкими финансовыми механизмами, с рычагами воздействия в МИДе, Синоде и других высших российских инстанциях. Словом, к 1882 году встал вопрос о создании частного, независимого от государственных структур  Общества с широкой массовой основой и одновременно с поддержкой на самом высоком уровне. Так под патронатом Церкви, государства, правительства и правящей династии было создано Православное Палестинское Общество.

Задачи Общества – содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение, культурное и гуманитарно -просветительное сотрудничество с народами стран библейского региона – были тесно связаны с традиционными духовными ценностями нашего народа и приоритетами российской внешней политики. Россия всегда защищала свои интересы на международной арене и всегда помнила, что мир на земле зависит и от ее присутствия на православном Востоке.

Именно государственные и имущественные интересы, связанные с российским наследием на Ближнем Востоке, помогли Обществу выжить в условиях социальных катаклизмов и пережить советский период. Начавшееся в конце XX cтолетия  духовное обновление России, новые отношения, складывающиеся между Церковью и государством, открыли возможность для ИППО с его неустаревающим наследием, высокими традициями и идеалами найти свое место в общественной жизни, приступить к восстановлению традиционных форм присутствия и деятельности в стране и за рубежом. Присутствие в Иерусалиме и Святой Земле и сегодня является частью борьбы за русское присутствие в мире. Российская Федерация остается правопреемницей Российской Империи и Советского государства – этим определяется преемство концепции и деятельности ИППО как организации, способной быть рычагом и проводником российского влияния в регионе.

Для справки:

По итогам 2015 года МОО «Императорское Православное Палестинское Общество» стало победителем в номинации «Общество 2015 года», а его Председатель Сергей Вадимович Степашин признан «Человеком 2015 года».

3 июня 2017 года в Москве в Храме Христа Спасителя состоится юбилейная конференция ИППО, посвященная 135-летию Общества. Конференция пройдет при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – Председателя Комитета почетных членов ИППО.

Как видим, Россия возвращается в Святую Землю всерьез и надолго. Соответственно, возрождается и Русская Палестина – так можно кратко сформулировать духовный и политический смысл момента. Это часть нашей исторической памяти, и деятельность Общества призвана сохранить и упрочить эту память на пространстве «русского мира».

…Когда-то император Александр II, создавая Палестинский Комитет, организацию, которая предшествовала нашему Палестинскому Обществу, сказал: «Это для меня вопрос сердца». Ничуть не равняя себя с царственными основателями русского дела на Востоке, мы все, служащие целям и идеалам Русской Палестины, можем только подписаться под этими словами.

В 2015 году, в честь 70-летия нашей Победы, в Святой Земле побывали как паломники и выступили с концертами представители Ульяновского регионального отделения ИППО.  Видно, на то был Промысел Божий. Вернувшись, мы повторили концертную программу дома. Видеозапись вокального ансамбля «Симбирянка», в выступление которого органично вошли стихи о Святой Земле и Великой Победе, мне хотелось бы предложить в конце сегодняшнего рассказа. И обратить особое внимание на песню «За тихой рекою» (автор музыки и слов Сергей Трофимов, кстати, в течение нескольких лет был послушником одного из мужских монастырей). Эта современная песня у народного ансамбля как камертон: негромкая, искренняя и очень точная. «С востока Свет» – для России это верно не только в высшем смысле – в философии, литературе, художественной традиции, но им проникнуты и самые глубокие пласты народного сознания и самовыражения. Вот ее слова:

               За тихой рекою, в березовой роще

               Распустится первый весенний цветок.

               И я загадаю желанье попроще

               И, перекрестившись, взгляну на Восток.

               Окрасится небо багряной зарею,

               И вечное солнце над миром взойдет,

               И белая птица взлетит над землею

               И Божье прощенье с небес принесет.

               И что-то большое откроется сердцу,

               Такое, что жизнью моей не объять.

               И станет спокойно, и сладко, как в детстве,

               Когда обнимала меня моя мать.

               Молитва святая слезами прольется,

               Христовой любовью исполнится грусть.

               И в это мгновенье душа прикоснется

               К великой вселенной по имени Русь.

В рассказе использованы документы и материалы научного издания «Россия в Святой Земле» (т.1) под общей редакцией Н.Н. Лисового, Москва 2015г.

Все новости раздела




Новости митрополии

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы

"Если мы любим Матерь Божию, если мы любим Господа, то значит мы должны отдать им самое дорогое, что у нас есть –нашу жизнь, наше сердце."

В Симбирске открылась православная выставка

19 сентября в Торгово-развлекательном центре «Спартак» (ул. Железной дивизии, д.5б) открылась выставка-ярмарка «Православная седмица». Открытие возглавил протоиерей Дмитрий Фомин, секретарь Симбирской епархии. После молебного...