Русская Палестина

Однажды весной 2014 года я почти случайно, за компанию, оказалась в старинном московском особняке на улице Забелина в Центре Императорского Православного Палестинского Общества. Знакомство и беседа с его Председателем С.В. Степашиным,  окружающая атмосфера и окружающие люди, от общения с которыми вдруг появилось  чувство  надежности – «здесь свои» – все произвело сильное впечатление. Но думать не думалось, что с этой встречей совсем скоро в жизнь моих спутников и мою войдут новые смыслы, новое ощущение времени и пространства, связи времен, мы почувствуем историческую причастность к чему-то очень большому и важному, не всегда легко передаваемому словами  – мы почувствуем причастность к чуть таинственной общности по имени Русская Палестина.

Немного истории:

Из всех направлений международной и межцерковной деятельности России одно место на земле всегда являлось и является для нее центром притяжения, не зависящим от любых перемен – это Святая Земля. Все может меняться в мире, но ось Святая Земля – Святая Русь остается величиной, неизменяемой при любых обстоятельствах.  Кстати, понятие «Святая Земля» включает в себя исторические территории нынешней Палестины (государство Израиль и ПНА), Ливана, Сирии, Иордании и даже Египет и Синай.

Русско-палестинские церковные и культурные связи не уступают по давности самой истории Руси и Русской православной Церкви. По преданию, первым митрополитом, крестившим Русь с князем Владимиром, был святой Михаил Сирин, т.е. сириец по происхождению. Первое русское посольство на Ближний Восток было отправлено Владимиром Святым в 1001г.  А всего через 30-40 лет после Крещения уже ходили по Русской Земле дружины паломников, носители связи Святой Руси и Святой Земли – калики перехожие, «которые пришли из Иерусалима и вновь туда собирались».  В XII веке можно было встретить в Иерусалиме и представительниц правящего дома Рюриковичей: здесь окончила свои дни первая жена Владимира Мономаха княгиня Гита Гаральдовна.  Прибыла с паломничеством в Иерусалим, чтобы умереть и быть похороненной там, княжна Евфросиния Полоцкая, просветительница Белоруссии. Знаменитое «хождение» игумена Даниила было не только паломнической, но и дипломатической миссией: король крестоносцев Балдуин принимал его как посланца русских князей, и лампаду на Гробе Господнем Даниил затеплил от имени всех князей русских.

 В том же XII веке появляется в русском языке слово паломник. Для православной Руси хождение – и вхождение – в мир библейского Востока было и глубоким творческим потрясением. Вообще предыстория российского присутствия в Святой Земле очень интересная, и, надеюсь, мы еще сможем поговорить на эту тему подробнее.

А сейчас вернемся к Русской Палестине.

Иерусалим и другие центры стран библейского региона, в силу исторических и религиозных причин, относятся к важнейшим точкам приложения русской духовной и культурной активности.  Исторический облик Иерусалима до нашего времени во многом определяется русскими памятниками архитектуры и культуры: так называемые Русские Постройки с величественным Троицким собором в центре,

 Сергиевское подворье с флагом ИППО над круглой угловой башней, «Русская свеча» на Елеонской горе – самая высокая колокольня в Иерусалиме,

церковь Марии Магдалины в Гефсимании – памятник новорусского стиля, ставший одной из ярких архитектурных примет города.

Общение между нациями и цивилизациями неисчисляемо цифрами и связано с многовековой традицией паломничества в Святую Землю десятков и сотен тысяч россиян разных поколений, классов и сословий, имущественных состояний.

Вряд ли в российской истории с древнейших времен можно найти что-либо более устойчивое и долгосрочное, чем духовное устремление русского народа к Святой Земле. Когда славянская душа после долгой языческой дремы только пробуждалась к христианской жизни, в нее вошли впервые и навсегда – вместе с Евангелием, молитвой и иконой – слова и названия: Святая Земля, Иерусалим, Вифлеем. На протяжении веков, несмотря на самые тяжелые условия – войны, разрухи, нашествия и прочие бедствия и противостояния – Россия продолжала традицию, связанную с ее преемством в качестве единственной в мире Православной Державы в поствизантийском пространстве.

Политическое и духовное присутствие России в Святой Земле и на Ближнем Востоке осуществлялось трудом и подвигом представителей различных русских учреждений, светских и церковных. Но скоординировать и объединить их усилия – взять на себя и помощь паломникам, и поддержку Иерусалимского Патриархата, и просвещение арабского православного населения, и укрепление русского политического и духовного влияния в регионе – могла только единая мощная организация, с четкими финансовыми механизмами, с рычагами воздействия в МИДе, Синоде и других высших российских инстанциях. Словом, к 1882 году встал вопрос о создании частного, независимого от государственных структур  Общества с широкой массовой основой и одновременно с поддержкой на самом высоком уровне. Так под патронатом Церкви, государства, правительства и правящей династии было создано Православное Палестинское Общество.

Задачи Общества – содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение, культурное и гуманитарно -просветительное сотрудничество с народами стран библейского региона – были тесно связаны с традиционными духовными ценностями нашего народа и приоритетами российской внешней политики. Россия всегда защищала свои интересы на международной арене и всегда помнила, что мир на земле зависит и от ее присутствия на православном Востоке.

Именно государственные и имущественные интересы, связанные с российским наследием на Ближнем Востоке, помогли Обществу выжить в условиях социальных катаклизмов и пережить советский период. Начавшееся в конце XX cтолетия  духовное обновление России, новые отношения, складывающиеся между Церковью и государством, открыли возможность для ИППО с его неустаревающим наследием, высокими традициями и идеалами найти свое место в общественной жизни, приступить к восстановлению традиционных форм присутствия и деятельности в стране и за рубежом. Присутствие в Иерусалиме и Святой Земле и сегодня является частью борьбы за русское присутствие в мире. Российская Федерация остается правопреемницей Российской Империи и Советского государства – этим определяется преемство концепции и деятельности ИППО как организации, способной быть рычагом и проводником российского влияния в регионе.

Для справки:

По итогам 2015 года МОО «Императорское Православное Палестинское Общество» стало победителем в номинации «Общество 2015 года», а его Председатель Сергей Вадимович Степашин признан «Человеком 2015 года».

3 июня 2017 года в Москве в Храме Христа Спасителя состоится юбилейная конференция ИППО, посвященная 135-летию Общества. Конференция пройдет при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – Председателя Комитета почетных членов ИППО.

Как видим, Россия возвращается в Святую Землю всерьез и надолго. Соответственно, возрождается и Русская Палестина – так можно кратко сформулировать духовный и политический смысл момента. Это часть нашей исторической памяти, и деятельность Общества призвана сохранить и упрочить эту память на пространстве «русского мира».

…Когда-то император Александр II, создавая Палестинский Комитет, организацию, которая предшествовала нашему Палестинскому Обществу, сказал: «Это для меня вопрос сердца». Ничуть не равняя себя с царственными основателями русского дела на Востоке, мы все, служащие целям и идеалам Русской Палестины, можем только подписаться под этими словами.

В 2015 году, в честь 70-летия нашей Победы, в Святой Земле побывали как паломники и выступили с концертами представители Ульяновского регионального отделения ИППО.  Видно, на то был Промысел Божий. Вернувшись, мы повторили концертную программу дома. Видеозапись вокального ансамбля «Симбирянка», в выступление которого органично вошли стихи о Святой Земле и Великой Победе, мне хотелось бы предложить в конце сегодняшнего рассказа. И обратить особое внимание на песню «За тихой рекою» (автор музыки и слов Сергей Трофимов, кстати, в течение нескольких лет был послушником одного из мужских монастырей). Эта современная песня у народного ансамбля как камертон: негромкая, искренняя и очень точная. «С востока Свет» – для России это верно не только в высшем смысле – в философии, литературе, художественной традиции, но им проникнуты и самые глубокие пласты народного сознания и самовыражения. Вот ее слова:

               За тихой рекою, в березовой роще

               Распустится первый весенний цветок.

               И я загадаю желанье попроще

               И, перекрестившись, взгляну на Восток.

               Окрасится небо багряной зарею,

               И вечное солнце над миром взойдет,

               И белая птица взлетит над землею

               И Божье прощенье с небес принесет.

               И что-то большое откроется сердцу,

               Такое, что жизнью моей не объять.

               И станет спокойно, и сладко, как в детстве,

               Когда обнимала меня моя мать.

               Молитва святая слезами прольется,

               Христовой любовью исполнится грусть.

               И в это мгновенье душа прикоснется

               К великой вселенной по имени Русь.

В рассказе использованы документы и материалы научного издания «Россия в Святой Земле» (т.1) под общей редакцией Н.Н. Лисового, Москва 2015г.

Все новости раздела




Новости митрополии

Представители Симбирской епархии принимают участие в форуме «Сообщество»

Представители Симбирской епархии принимают участие в форуме «Сообщество»

С 24 по 25 апреля в городе Казани проходит Форум активных граждан «Сообщество». Симбирскую епархию в Казани представляют руководитель епархиального информационного отдела иеромонах Филарет (Кузьмин) и куратор молодежных проектов Татьяна Мерзлякова.

В Симбирской епархии прошли богослужения Радоницы

В Симбирской епархии прошли богослужения Радоницы

25 апреля, во вторник второй седмицы по Пасхе, в Радоницу, во всех храмах Симбирской епархии были совершены Божественные литургии. По завершении Литургий в день особого поминовения усопших во всех церквях совершались панихиды.