«ПРОЕКТ ХИТРОВО»

«Если есть на свете страна, которую можно назвать общею   

    Родиною человечества, то это, бесспорно, Палестина…»

В.Н. Хитрово

                                                               

 

«Кто из нас не произносил священные имена Синая, Иордана, Иерусалима и Вифлеема тогда, когда не понимал еще различия между добром и злом, - писал в одной из своих книг Василий Николаевич. – Три религии, верующие во Единого Бога, привыкли смотреть на Иерусалим как на средоточие их вероисповедания. Сорок веков прошли над этой страной, оставляя в ней, как геологические наслоения, свою летопись. Изучать ее – то же, что изучать развитие рода человечества. Каждому, от простого богомольца до пытливого ученого, посещение и изучение этой страны дает столько, сколько, кто может в себе вместить.»

Известный российский палестиновед, государственный и общественный деятель В.Н. Хитрово смог больше  чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать, выступив инициатором создания ИППО как Общества нового типа. Мысль о подобном учреждении неоднократно высказывалась и ранее, например, в 1840-е гг. архимандритом Порфирием (Успенским), портрет но при воплощении вместо свободной общественной инициативы претворялась в казенные или сугубо чиновничьи заведения. Однако идея продолжала носиться в воздухе и в конце 1860-х гг. о создании подобного Общества публично заявляет другой из великих основателей Русской Палестины, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин).

В итоге о.Антонин нашел для воплощения своего замысла благодарного единомышленника и соратника именно в лице В.Н. Хитрово.

Василий Николаевич родился 5 июля 1834 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье.

Получив блестящее образование в Александровском лицее, поступил на службу в Государственный контроль, с 1858 года служил в чине надворного советника в Морском министерстве. К палестинским делам Хитрово в этот период еще не имел касательства. Зато в Архиве Военно-Морского флота сохранились сведения о его командировке за границу для изучения новейших методов бухгалтерского учета. Позже он служил в Министерстве финансов, занимался устройством в России первых ссудо-сберегательных товариществ и руководил ими в течение 20 лет. Полученный многолетний профессиональный опыт очень пригодится ему впоследствии для организации безукоризненно четкого финансового механизма Палестинского Общества.

Глубокий интерес к Святой Земле возник у В.Н. Хитрово до известной степени случайно. Летом 1871 года была совершена им первая – еще полутуристическая, полупаломническая – поездка в Палестину. Увиденное во время этого путешествия: и тяжелое, беспомощное положение русских паломников, и безотрадное состояние православной арабской паствы Иерусалимского Патриархата – произвело на благополучного петербургского чиновника столь сильное впечатление, что весь его духовный мир изменился и вся дальнейшая жизнь отныне стала посвящаться делу Православия на Ближнем Востоке.

Первая молитва на Голгофе осталась в душе Василия Николаевича ни с чем несравнимым воспоминанием. «Наши певчие запели в это время на клиросе: Свете тихий святыя славы, я чувствовал, как у меня закапали слезы, я упал на колени, все житейское было забыто и я впервые понял, что значит молиться от всей души».

Большим потрясением было и знакомство с рядовыми православными паломниками – простолюдинами, как их тогда называли. « Много нападали на наших поклонников по святым местам, а между тем только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдете по этой дороге и вас не поймет разве только какой-нибудь пришлый издалека бедуин… Отнимите этого мужичка – и православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды».

В.Н. Хитрово стал привлекать людей, сочувствовавших его идее. Но сначала он самым тщательным образом изучил все проблемы, связанные с созданием Общества и снова отправился в Палестину, где занялся подробным ознакомлением с Галилеей, которую объехал верхом совместно с начальником РДМ архимандритом Антонином (Капустиным). Умный критический взгляд Хитрово безошибочно схватывал главные болевые точки русских противоречий в Палестине. Разрешить их Василию Николаевичу удастся лишь почти двадцать лет спустя, когда основанное им Палестинское Общество твердой ногой станет в Иерусалиме. Постепенно образовывался круг людей – единомышленников, многие из которых занимали в России видное положение. Одним из первых соратников стал выдающийся дипломат и мореплаватель, член Государственного Совета адмирал Евфимий Васильевич Путятин.

Сложился благородный тандем Хитрово-Путятин, который, к слову, в конце семидесятых годов стал главным защитником о. Антонина и его Русской Духовной Миссии от происков чиновников, а в начале восьмидесятых – активно способствовал созданию Палестинского Общества, сумев привлечь к делу обер-прокурора Святейшего Синода, государственно и православно мыслившего Константина Петровича Победоносцева.

Кстати: Именно графу Путятину была адресована первая версия  знаменитой книги В.Н.Хитрово «Православие в Святой Земле», публичные чтения которой в 1881 году вызвали большой резонанс. Эта работа составила первый выпуск нового в русской научной литературе издания – «Православного Палестинского сборника», основанного автором на собственные средства.

Отрадно, что и в наши дни усилиями ИППО продолжается систематический выпуск сборника.

Надо заметить, что пробудить религиозный и тем более политический интерес к Иерусалиму в русском общественном сознании в те годы было не так просто, да и не было самоочевидного резона. Успеху стараний Хитрово поспособствовал ряд обстоятельств.

Прежде всего, серьезное общее влияние оказал подъем православно-патриотического сознания в обществе, связанный с освободительной Русско-турецкой войной 1877-1878 гг., когда русские войска русские войска едва не овладели Царьградом.

Восточный вопрос и русское дело на Востоке приобрели вдруг совершенно новый, победоносно-наступательный ракурс. И хотя волна энтузиазма сменилась вскоре разочарованием, наступившим после Берлинского трактата, существенно ущемлявшим интересы России и славянских стран, само поражение горчаковской дипломатии в Берлине требовало реванша.

Другим важнейшим фактором стало паломничество в Святую Землю 21-31 мая 1881г. великих князей Сергия и Павла Александровичей, с их двоюродным братом, великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К.Р., президентом Академии наук).

Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье. 22 мая 1880г. умерла императрица Мария Александровна.

Император Александр III и его братья свято чтили память своей матери. Особенно младшие. Сергий и Павел Александровичи, у которых сложился своеобразный культ почившей императрицы. 1 марта 1881г. бомбой террористов был убит император Александр II.

В мае того же года великие князья отправляются в Святую Землю. Неизвестно, кто подсказал им мысль об этом поминальном паломничестве. Видимо, идея возникла спонтанно: императрица Мария Александровна хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусаим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине. Поездка была приурочена к годовщине со дня ее кончины – августейшие паломники ступили на пристань Яффы 20 мая и молились об упокоении души императрицы в иерусалимском храме Гроба Господня в канун годовщины, 21 мая.

Близкий контакт с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином способствовал личному заинтересованному отношению Сергия Александровича к Святой Земле и укреплению там русского влияния. Это сразу сумел оценить В.Н. Хитрово. В письме к Антонину от 29 июня 1881г. он с пристрастием допрашивает: «Ради бога, сообщите мне: и какое впечатление вынесли великие князья из Палестины, и какое они произвели на Вас? Какой результат их пребывания в особенности для Вас и Ваших учреждений?... Помимо вообще интереса, меня особенно интересует Сергий Александрович. Я о нем слышал много хорошего, и на него я полагаю свои последние надежды. А надежды эти заключаются в следующем. К осени, наконец, будет готов первый том «Палестинского Сборника». Его я представлю Сергию Александровичу и постараюсь его убедить стать во главе Общества».

И действительно, по возвращении великих князей В.Н. Хитрово добивается, с помощью адмирала Д.С. Арсеньева, воспитателя царевичей, аудиенции у Сергия Александровича. В январе-марте 1882г. был составлен список учредителей. «Первым, конечно, был граф Путятин, который со свойственной ему горячностью повез список к великому князю Сергею Александровичу, предложил ему подписаться и уведомил меня, что он с удовольствием принимает председательство в будущем Обществе».

Работа над Уставом заняла у В.Н.Хитрово в общей сложности несколько лет.

Устав Православного Палестинского Общества, врученный императору Александру III при всеподданнейшем докладе обер-прокурора Священного Синода К.П.Победоносцева,  был высочайше утвержден 8 мая 1882г.  

21 мая во дворце великого князя Николая Николаевича Старшего (тоже паломника в Святую Землю), в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовом храме, состоялось его торжественное открытие. Знаменательно, что Православная Церковь совершает в этот день память святых равноапостольных Константина и Елены, с именами которых непосредственным образом связаны не только древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, но и сам принцип покровительства Святой Земли со  стороны православных императоров.

В.Н. Хитрово был избран почетным членом Православного Палестинского Общества (с 1889г. Императорского) и помощником Августейшего Председателя, а затем стал секретарем Общества. Его идея о необходимости создания Общества нового типа для защиты Православия и  интересов России в Святой Земле  стала претворяться в жизнь.

 Общество призвано было, согласно Уставу, осуществлять три основных функции:

1) организация и обустройство русских паломников в Палестине. Их проходило к 1912 г. через подворья и гостиницы ИППО ежегодно до 10тыс. человек;

2) помощь и поддержка Православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди местного арабского населения. Общество содержало к 1912г. свыше 100 школ, училищ, учительских семинарий в Палестине, Сирии, Ливане.

В подходе к этой задаче Общество также выступало наследником и продолжателем религиозно-просветительских начинаний РДМ: вспомним о первых училищах и типографиях, основанных в Иерусалиме еще архимандритом Порфирием; вспомним и Бет-Джальскую школу для девочек, основанную архимандритом Антонином в 1860г. и переданную им 20 лет спустя в ведение ИППО (в 1888г. школа была преобразована в женскую учительскую семинарию;

3) научно-исследовательская и издательская работа по изучению исторических судеб и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона. Библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земле в российском обществе. В1900-1902гг. по инициативе Хитрово при Совете Общества были организованы «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины. Сирии и сопредельных с ними стран», которые академик В.В.Бартольд охарактеризует позже как «одну из немногих попыток образования в России общества ориенталистов со специальными научными задачами».  В канун Октябрьской революции в целях расширения объема научных изысканий и придания им целенаправленного системного характера планировалось создание в Иерусалиме по окончании Первой мировой войны Русского археологического института – подобного тому, который успешно функционировал в начале XXвека в Константинополе.

 Социальный состав Общества подтверждает всесословный, национальный характер организации. Среди 48 членов-учредителей были люди разных интересов и занятий, эдакая «живописная группа», которые, как правило, посетили святые места или занимались историей Востока и имели какое-то представление о стоящих перед ними задачах. «Проект требовал динамизма и члены-учредители были полны решимости стоящие задачи выполнить».

Среди источников финансирования Общества можно выделить три категории: членские и вступительные взносы, частные пожертвования, в том числе общецерковный Вербный, или Палестинский сбор в праздник Входа Господня в Иерусалим, наконец, государственное финансирование. Были и другие, менее значительные источники дохода. По подсчетам же как всегда аккуратного и точного В.Н.Хитрово, было очевидно, что русское дело в Палестине всегда осуществлялось прежде всего самоотверженной помощью простых верующих людей.

Василий Николаевич Хитрово занимался столь важной патриотической работой не ради доходов или наград и почестей. На собрании, посвященном двадцатилетию Общества, в 1902 году он сказал: «Не в людях была причина успеха Общества, а в его идеале. Не мы одни, но вы, и тысячи рассеянных по Русской земле служат одному и тому же идеалу. Но есть одна, если не причина успеха Общества, то во всяком случае заслуга перед ним его руководителей, его Совета. Заслуга эта заключается в том, что ни разу не были потеряны подходящая минута или условие. Совет был всегда настороже и всегда наготове».

На могиле В.Н. Хитрово, скончавшегося 5 мая 1903 года в Гатчине и погребенного на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, в качестве эпитафии- призыв Апостола Павла: «Духа не угашайте!». Крест со знаком ИППО, на котором надпись из пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Этот стих Хитрово сам выбрал в качестве девиза Православного Палестинского Общества.

 

P.S. В 2012 году в Центре ИППО в Москве открыт памятник Василию Николаевичу Хитрово (скульптор А.И.Рукавишников).

В статье использованы материалы:

1)"Россия в Святой Земле" - к 130-летию сотрудничества ИППО с народами Ближнего Востока. Издательство "Индрик", Модиус Медиа, Москва 2012;

2) Документы и материалы "Россия в Святой Земле" т. 1-й под общей редакцией Н.Н. Лисового, М.: Индрик, 2015

Все новости раздела




Новости митрополии

Крестный ход с Жадовской иконой Божией Матери пришел в кафедральный град

Крестный ход с Жадовской иконой Божией Матери пришел в кафедральный град

27 мая, в субботу седмицы 6-й по Пасхе, в Симбирск была принесена чудотворная Казанская (Жадовская) икона Божией Матери. Торжественная встреча святыни, которая в рамках ежегодного крестного хода приносится во все районы Симбирской митрополии, прошла на Пл

В Симбирске открылась выставка, посвященная святыням Свияжска

В Симбирске открылась выставка, посвященная святыням Свияжска

Торжественную церемонию открытию выставки возглавил митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. Владыка совершил осмотр экспозиции и поприветствовал организаторов и гостей мероприятия.