Православный дресс-код или как одеваться православному человеку?

4 февраля в теологическом классе православного молодежного центра при Спасо-Вознесенском кафедральном соборе прошел первый дискуссионный клуб на тему «Православный дресс-код: как стоит одеваться православному человеку?» Данная тема вызвала живой отклик у молодежной аудитории, за одну встречу даже не получилось ответить на все вопросы. Поэтому оставшиеся неосвященными аспекты были рассмотрены на втором заседании клуба 11 февраля.

Нужно сказать, что практика дискуссионных площадок существует во многих епархиях, они необходимы для того, чтобы молодые люди смогли задать все интересующие вопросы, чтобы православие рассматривалось применительно к сегодняшнему дню и к современным условиям. В качестве независимого эксперта, как правило, выступает батюшка, который составляет общее резюме и разрешает спор ребят относительно того или иного аспекта, опираясь на собственный опыт и святоотеческие труды.

Всего на обсуждение было вынесено 10 вопросов (по 5 на каждое занятие). Все присутствующие разделились на две команды, каждая команда по жребию выбирала позицию «за» или «против» относительно озвученного модератором тезиса. После трехминутной готовности команда выбирала спикера, который озвучивал общее мнение, спикер другой команды пытался возразить ему. Если у остальных участников не было уточнений, священник и ведущий подводили общий итог.

В основу этого блога легли самые интересные вопросы и ответы, которые прозвучали в течение этих двух встреч, потому что тема одежды, в которой должен ходить православный человек, весьма интересна и не столь однозначна.

Сначала участники дискуссии озвучили свои мысли по поводу определения дресс-код. Дресс – код – это форма одежды, которая является общепринятой в какой-то среде (допустим, у офисных работников). На некоторых предприятиях и учреждениях существуют даже регламентированные, носящие обязательный характер, требования к внешнему виду сотрудника. Нужны ли строгие требования к внешнему виду верующего человека? Безусловно, нужны. Но здесь, скорее, большую роль играет не регламент, а традиция. Принято, что женщина входит в храм в платке и юбке, мужчина – с непокрытой головой, лучше в рубашке и брюках. Но тут же мы сталкиваемся с самыми различными вариантами жизненных ситуаций: женщина может прийти не в платке, а в шапке (формально голова же покрыта), мужчина может прийти в джинсах, особенно, если речь идет о молодых людях, для которых это вполне в пределах нормы, путешествующий человек, который внезапно оказался рядом с храмом, так и вообще может быть одет «не по форме», но это не значит, что ему запретят переступать порог храма. Кроме того, введение регламента на ношение православными одежды, с одной стороны, окончательно разрешило бы вопрос, как нужно одеваться человеку, идущему в храм, но в то же время значительно затруднило бы приход человека в церковь, поставив дополнительный барьер. Человек, собирающийся в храм, должен учитывать, что собирается он не в клуб и не на пляж, поэтому одежда должна быть соответствующей. Просто нужно подумать о том, как мы будем выглядеть не в глазах людей, а пред очами Господа, и выбор одежды значительно упростится.

Почему, собственно, женщина должна одевать платок в храме? Оказывается, этот обычай зародился со слов апостола Павла. Женщине подобает иметь на голове символ, который обозначает ее покорность и власть над ней ее мужа. Молиться или прикладываться к святыням с непокрытой головой считается постыдным. Со слов апостола и начинается одна из самых древнейших традиций, связанных с церковью. Итак, речь идет о покрытой голове, а это значит, что не только в платке, но и в шапке, и в капюшоне женщина может зайти в церковь. Но важно учесть два аспекта, во-первых, головной убор не должен быть слишком экстравагантным, чтобы не отвлекать других от молитвы, во-вторых, женщине все же нельзя заходить в храм в бейсболке, кепке, поскольку данный предмет гардероба считается мужским головным убором.

Молодых людей интересовал вопрос, можно ли заходить в храм в джинсах, или пусть лучше это будут брюки, хотя и зауженные? Как оказалось, по данному вопросу и по поводу одежды православных в целом уже высказался Владимир Легойда в статьях «Мешают ли джинсы спасению? (журнале «Фома») и «Джинсы – вчерашний день» (журнал «Нескучный сад»), а также в одноименном сборнике.

Конечно же, внешний вид важен, - пишет Легойда. – одежда имеет свою мифологию, одежда - одна из форм проповеди, особенно в наше время. Но в то же время, если у православных мирян будет какая-то специфическая одежда, церковь начнет восприниматься как некая субкультура, что в корне неверно. Это очень опасно, если к Церкви начнут относиться как к субкультуре.

Владимир Легойда поясняет, что раньше православную молодежь легко было отличить по опущенному в землю взгляду, по сапогам - если это парень, по длинной, подметающей асфальт юбке - если девушка. И вот эти-то ребята как раз задавались вопросом, можно ли в храм одевать джинсы или нет, у них был неофитский пыл, и они сознательно избегали джинсовую одежду. Сегодняшнее поколение даже не задавалось этим вопросом. Ребята, которые, легко называют себя православными, о своем внешнем виде вообще не задумываются. Они - не открывая - закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и вот этот неофитский пыл, который часто замыкался на форме, - даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне.

Человек вправе одеваться так, как он хочет. Но любой сознательный человек, совершая тот или иной выбор, должен понимать, что этот выбор приводит к определенным последствиям…

Автор сборника «Мешают ли джинсы спасению» рассуждает так: Я, например, не могу войти в храм в футболке или рубашке с короткими рукавами. Не считаю, что это должно быть обязательно для всех, но я лично стараюсь ходить с длинным рукавом, мне так удобно. Но это не значит, что я не зайду в храм, если мне очень нужно, а я оказался в футболке.

Еще один вопрос касался одежды с надписью «Православие или смерть». Некоторое время назад крайне большой популярностью пользовалась черная футболка с этой надписью. В таких футболках даже ходили известный рок-исполнитель Константин Кинчев и актер Иван Охлобыстин. Естественно, мода была подхвачена молодежью, но критика подобной надписи на одежде появилась как со стороны некоторых служителей церкви, так и мирян.

Можно долго спорить относительно того, допустим данный тезис вообще для православного человека или нет, но надпись была признана судом экстремистской, а, значит, запрещенной.

21 декабря 2010 года решением Черёмушкинского районного суда Москвы лозунг «Православие или смерть!», напечатанный на футболках, представленных на Интернет-ресурсе www.russiansymbol.ru, был признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под номером 865.

Однако 21 апреля 2011 года Люблинский районный суд отклонил представление прокуратуры о признании футболки с надписью «Православие или смерть!» и изображением православной символики с черепами экстремистским материалом, основываясь на заключении комплексной экспертизы, которую проводил Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ.

Несмотря на то, что решения двух судов противоречат друг другу, на сайте Министерства юстиции лозунг «Православие или смерть» находится в Федеральном списке экстремистских материалов со ссылкой на решение Черёмушкинского районного суда.

Если сделать общее резюме, футболка с надписью «Православие или смерть» православия не добавляет, напротив, маргинализирует его. Компания SlovoMne.ru предложила немного дополнить этот слоган и заменить его на «Православие или смерть души», а картинку с тремя черепами на корабль. Людей, работающих в компании, вдохновили на этот сюжет слова преподобного Варсонуфия Оптинского: «Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий – Сам Христос; те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно». Но вопрос в другом, если мы что-то пытаемся сказать надписью на футболке окружающим людям, готовы ли мы отстаивать декларируемое? А если не сдюжим? Носящий футболку впадает в прелесть, а смотрящий на нее неверующий начинает считать православных опасными маргиналами.

Так ли важно, в какой одежде мы идем в храм? Богу важнее, с каким сердцем мы туда идем. Но все же одежда не должна нести вред, ибо невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят.

Все новости раздела




Новости митрополии

Представители Симбирской епархии принимают участие в форуме «Сообщество»

Представители Симбирской епархии принимают участие в форуме «Сообщество»

С 24 по 25 апреля в городе Казани проходит Форум активных граждан «Сообщество». Симбирскую епархию в Казани представляют руководитель епархиального информационного отдела иеромонах Филарет (Кузьмин) и куратор молодежных проектов Татьяна Мерзлякова.

В Симбирской епархии прошли богослужения Радоницы

В Симбирской епархии прошли богослужения Радоницы

25 апреля, во вторник второй седмицы по Пасхе, в Радоницу, во всех храмах Симбирской епархии были совершены Божественные литургии. По завершении Литургий в день особого поминовения усопших во всех церквях совершались панихиды.