Спасский женский монастырь

Как ни странно, сведений о некогда большом и знаменитом монастыре, существовавшем в старом Симбирске, почти не сохранилось. Существуют лишь отрывочные факты и упоминания.

Монастырь был огромный, он находился в самом центре города, на красивом взгорке. На фотографии, дошедшей до нашего времени, хорошо видны мощные стены монастыря, несколько храмов и колоколен.
Монастырь существовал давно. В книге "Симбирская Церковная старина" (Вып.1. Симбирск,1914. С. 53) есть упоминание об иконостасе Спасского женского монастыря, который был написан неизвестным дьяконом Вознесенского собора Симбирска еще в 1801 году. Упоминается в книге и чудная икона Нерукотворного Спаса: "Это замечательно редкая для Симбирска святыня. Первоначально святой образ находился в Спасском женском монастыре, затем был перенесен в собор и здесь долгое время стоял на паперти".

Неожиданным образом монастырь оказался связанным с именем А.С.Пушкина. Во время своего приезда в Симбирск (Пушкин собирал в Поволжье материалы для своей истории Пугачевского бунта) поэт посещал эту обитель. Существует даже предположение, что судьба некоей Варвары Кравковой, которая стала насельницей этого монастыря, особо интересовала Пушкина: его просили узнать о ней столичные знакомые.

Вообще же известно очень мало имен и судеб тех, кто спасался в этой женской обители.

Духовной жемчужиной Спасского монастыря была одна из последних игумений его - Феофания, о которой и доныне хорошо помнят православные в Ульяновске. Сохранилась чудом уцелевшая фотография игумении Феофании. По свидетельству клиросной храма Неопалимой Купины - Зои Александровны, одна из ее знакомых получила благословение своей бабушки - постоянно навещать могилку игумении Феофании: "Она была не простая". Сначала игумению похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини (очевидно после революционных потрясений) вернулись в город, - кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игумении и нашли его.

Когда стали поднимать гроб, из него шло явное и сильное благоухание.

Игумения ФеофанияПерезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова. Именно с этим храмом связаны все самые замечательные имена и события из жизни Православного Симбирска 20-го века. По промыслу Божиему могилка игумении Феофании и двух монахинь, Афанасии и Ираиды (на одном кресте написаны сразу три имени), оказалась буквально рядом с могилами архиепископа Иоанна Братолюбова и игумении Екатерины. Очевидно, двух последних и хоронили во второй половине 20 века уже рядом с почитаемой и известной могилой игумении Феофании.

Неизвестно, кто же на самом деле являлся последней настоятельницей Спасского монастыря - игумения Феофания или игумения Амфия. Но известно, что именно последняя настоятельница монастыря была сослана при советской власти в тюрьму. Известен и один любопытный эпизод ее ссылочной жизни, о котором в свое время Тамаре Ивановне Беловой поведала ее тетка - одна из последних, если не последняя инокиня Спасского монастыря. После разгона обители матушку игумению сослали в тюрьму. В камере, где она находилась, сидело не менее 25 человек. И все они мучались из-за того, что одна заключенная (ее все звали "татарка") день и ночь икала не переставая. Все просили надзирателя: "Уберите ее, не дает спать, мешает своей икотой". Однажды ночью игумения помолилась об этой несчастной женщине, зачерпнула воды в стакан, опустила в него свой нательный крестик и подала той со словами: "Выпей, вот тебе лекарство". Та выпила и сразу перестала икать. Когда утром все проснулись, то подумали, что "татарку" убрали в другую камеру, так как в помещении стояла непривычная тишина. А потом увидели, что их сокамерница никуда не делась, только больше не икает. После ссылки сама игумения рассказала обо всем этом инокине Матроне.

О самой инокине Матроне известно более всего благодаря ее племяннице, Тамаре Ивановне Беловой, прихожанке храма Воскресения Христова. Родилась Матрона Никифоровна Белова в 1897 г. В 16 лет, т.е. в 1913 г., поступила послушницей в Спасский женский монастырь. Ее послушанием было - пасти стадо монастырских овец. Уставала сильно, да и деревенская здоровая натура и молодость сказывались: после работы ела за двоих. Потом несла послушание на кухне. Была мастерицей варить какао и кофе.

Революция застала ее в иноческом звании. Начался разгон знаменитого и многонаселенного Спасского монастыря. Монахини и послушницы бежали, укрываясь от безбожных властей, кто куда. В основном уезжали в деревню к родным, некоторые вышли замуж. Инокиня Матрона жила по-монашески, ни в чем не отступая от правил монашеской жизни, в селе Вышки под Ульяновском.

Тамара Ивановна вспоминает, что ежедневно после утреннего правила она читала 17-ю кафизму и поминание. А поминание у нее было огромное: она со слезами вычитывала более двух тысяч имен. И особенно усердно поминала двух игумений: Феофанию и Амфию. Дожила инокиня Матрона до 1984 года. Перед смертью ходила на то место в центре Ульяновска, где стоял разрушенный Спасский монастырь. В то время еще можно было различить руины храмов. Матрона нашла место, где был алтарь, и показала его племяннице: там новые власти построили туалет.

Перед смертью говорила: "Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе". Умерла она 11 ноября 1984 г.

 

Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор

 

Долгое время территория обители принадлежала государственным структурам, которые использовали сохрнившиеся здания монастыря для хозяйственных нужд. Стараниями трех архипастырей Симбирской земли организовывались мероприятия по возвращению обители Симбирской епархии. Спустя почти 80 лет Спасское архиерейское подворье г. Симбирска, по прошению Митрополита Анастасия, было возрождено и переведено в статус Спасского женского монастыря решением Священного Синода (Журнал №96 от 06.10.2017 г.) с назначением на должность игуменьи  монахини Сергии (Вотриной), которая была возведена в сан игуменьи  Митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием 26 октября 2017 года.

Новости митрополии

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

20 ноября в большом зале Ульяновского дворца и творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание Межрегиональных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Воскресенско-Германовском кафедральном соборе города Ульяновска.