В данном разделе размещается информация по праздникам Православной церкви с краткими богослужебными текстами, а так же духовные поучения святоотеческой литературы.

Электронную версию молитвослова, вы можете открыть перейдя по ссылке.

Господские и Богородичные праздники


Избрание Тихона, митрополита Московского на патриарший престол

Больше двух веков в православной империи не было патриарха. И — вот она, ирония истории! — патриаршество удалось восстановить через несколько дней после взятия Зимнего, после Октябрьской революции, которая, как это вскоре стало ясно, превратит атеизм в официальную идеологию России. Более того, появление в политической жизни могущественных атеистических сил помогло сторонникам возрождения патриаршества отстоять свои позиции. Ведь на Соборе громко звучали и голоса против этого решения.

Многие (в особенности — профессура духовных академий) опасались, что в Церкви установится единовластие, эдакий абсолютизм. Говорили, что в первые три века существования христианства патриархов не было… Но после 25 октября 1917 все (за редким исключением) осознали, что патриарх Церкви необходим.

Именно тогда прозвучали на Поместном соборе слова епископа Митрофана:

«Россия горит, всё гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд».

Поместный собор (опять-таки — первый с 17 века!) продолжался долго, больше года. С 17 августа 1917 до сентября 1918-го. Всё изменилось в стране за это время. Кульминацией Собора стало избрание Патриарха.

Какой была атмосфера лета и осени 1917 года? Революционный хмель переплетался с ощущением тревоги, депрессии. В Москве власть советов завоевала первенство не бескровно — не то, что в Петрограде. Успенский собор, в котором начинался Собор, был обстрелян. Кремль заняли вооруженные представители новой власти — и Владимирскую икону Божьей Матери пришлось перенести в Храм Христа Спасителя, где продолжались богослужения, где избирали патриарха…

Сначала, по запискам, определили кандидатов. Значительно больше голосов, чем другие, получил архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101. За кандидатуру архиепископа Тамбовского Кирилла высказалось 27 человек, за митрополита Московского Тихона — 23, за митрополита Тифлисского Платона — 22, за архиепископа Новгородского Арсения — 14.

Но соборное избрание мог показать только жребий. Ни один из соискателей не выказывал властолюбия, не добивался своего избрания. Они — единомышленники — благочестиво устранились от «борьбы».

5 ноября три бумажных жребия запечатали в кожчевце и вынесли на амвон. Соискатели на литургии отсутствовали — чтобы избежать даже тени нездоровых страстей. После особого молебна началась церемония вскрытия ковчежца. Крышку поднял митрополит Киевский Владимир. Он же благословил старца Алексия (Соловьёва) вынуть один из жребиев.

Старец достал бумагу и передал владыке. Митрополит Владимир громко зачитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» Всё было сделано для того, чтобы осуществилась воля Божья — так и восприняли это решение верные чада православной Церкви.Делегация во главе с митрополитом Вениамином направилась в Троицкое подворье, чтобы объявить митрополиту Тихону об избрании его патриархом… Ответ владыки известен:

«Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: „Плач, и стон, и горе“ и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль».

Так начинался жертвенный подвиг святителя Тихона.

Настолование патриарха состоялось всё-таки в Успенском соборе — в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября. В столицах уже утвердилась власть советов, которая в те дни еще представляла собой блок большевиков и левых эсеров. Но они сами ещё не верили в то, что пришли «всерьёз и надолго».

Патриарх Тихон принял крест «в минуты роковые». Это был крест патриарха Гермогена. Какой будет Россия? Продолжится ли атака богоборчества? От этих вопросов предстоятель Церкви не мог отмахнуться.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.

Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь ... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)

Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».

Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.

Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.

Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Все новости раздела




Новости митрополии

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

20 ноября в большом зале Ульяновского дворца и творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание Межрегиональных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Воскресенско-Германовском кафедральном соборе города Ульяновска.