Тайна соединения со Христом: как подходить к Чаше?

Великий Четверг занимает особое место среди дней Страстной седмицы. Именно в этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю и установление Господом таинства Евхаристии. Своими размышлениями об участии верных в Таинстве Евхаристии делится клирик Никольского прихода, епархиальный катехизатор иерей Андрей Кирюшкин.

Святыня или компотик?

Воскресенье. Поздняя Литургия. Никольский храм в Новом городе наполнен людьми. Младенцев, как всегда, много. Вот этот мирно спит на руках мамы, этот улюлюкает и улыбается, другой внимательно наблюдает за происходящим вокруг себя широко открытыми глазами, а вон тот, теснимый обстоятельствами и неудобствами, кричит до красноты щек. Сюда посмотрим – постарше детишки. Школьники. Маленькие люди, приведенные за руку родителями или заботливыми бабушками. Все находятся в ожидании Причащения. Выносят Чашу, а в Чаше Истинное Тело и Истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Великая Тайна. Велико и событие – Причастие, то есть сопричастность человека этой Тайне. Значителен и вопрос – как объяснить ребенку, более-менее уже воспринимающему речь, то великое, с чем он будет соприкасаться в этот момент. Объяснить так, чтобы он понял. Минуя сложные богословские конструкции – просто, о самом главном и святом…

Дети воцерковленных родителей, которые с момента своего Крещения стали прихожанами, еще не умея ходить в храм самостоятельно, знания о таинстве Причащения, как правило, воспринимают гармонично. Это неотъемлемая часть их жизни с раннего младенчества. Семейное чтение, совместные беседы на духовные темы – все это формирует понимание о Причастии. Но нередко бывает и так, что детей приводят ко Причастию первый раз в сознательном возрасте лет 5–6. Тут можно начать беседу с мысли о том, что через Причастие мы соединяемся с Богом. Господь через Причастие входит в нас и освящает нас. «Христианин» означает «единый со Христом». Сейчас ты как раз становишься единым со Христом.

 Конечно, для себя мы тоже должны уяснить, чтобы не допустить ошибки, что Святое Причастие это не тело и кровь в человеческом понимании, а хлеб и вино, земные продукты, которые силой Божией соединились со Спасителем, тем самым освятились. Теперь про них можно сказать, что это не просто хлеб и вино (хотя материально они такими остаются), а Сам Живой Христос. Хорошо бы перед Причастием рассказывать детям про жизнь Иисуса Христа: про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. Он знал, что скоро умрет, и захотел в последний раз собраться со Своими друзьями–учениками, поужинать с ними. И когда они были за столом, Спаситель взял хлеб, разломил его и раздал друзьям, сказав: «Этот хлеб – Я Сам, и, когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и, когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Вот как Иисус Христос первый раз причастил людей и сказал, чтобы все, кто Его любит, тоже причащались. Вот священники берут хлеб, берут вино – и молятся. А потом с этими хлебом и вином, обычной земной пищей, соединяется непостижимым, чудесным образом Господь наш Иисус Христос. Вся Литургия – это молитва о таком соединении. Хлеб и вино остаются хлебом и вином, но теперь они несут в себе силу Божию, через них мы соединяемся со Христом.

Когда ты молишься в храме, ты можешь про себя молиться своими словами. О том, чтобы Господь помог тебе исправиться, чтоб Господь сохранил родителей, всех родственников. Своим болеющим деткам родители привыкли давать лекарства, называя их вкусняшками. Эту модель уговоров применяют, к несчастью, и у Святой Чаши, в слепом намерении во что бы то ни стало причастить свое дитя прямо сейчас, с разгону, с первого раза. Если ребенок сознательного возраста (не грудной младенец) кричит, сопротивляется, брыкается и отказывается, на мой взгляд лучше отложить Причастие до того момента, пока чадо не привыкнет хотя бы к самой обстановке храма. Пока не увидит, как причащаются его сверстники.

Некоторые родители говорят своим детям: «Тебе сейчас дядя даст компотика». Нельзя так делать, это кощунственно. Причастие – не «конфетка» и не «сладенькая водичка». Обманывать ребенка не надо. Пусть еще в младенчестве (1–2 года) вместе со словами «папа», «мама» войдет в его жизнь и слово «Причастие». Пусть кроха еще не знает в полной мере, что это такое, но видит по реакции родителей и всех окружающих, что это очень важное для всех, и для него в частности. А это важное – встреча с Самим Спасителем, Который сказал препятствующим этой встрече ученикам: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:14, 16).

 

Все новости раздела




Новости митрополии

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В конференц-зале Спасо-Вознесенского кафедрального собора прошло совещание по вопросам сохранения исторической памяти и увековечения памяти жертв политических репрессий.

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

В Иверском храме Спасского монастыря состоялась торжественная встреча иконы святого преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.