Смерть проходит стороной!

Пасха – праздник праздников. Торжество, которого ждут с нетерпением все – как взрослые, так и дети. Но часто ли мы задумываемся над тем, какое значение имеет этот день для всего православного мира? Знаем ли мы, какой смысл вкладывается в пасхальную символику и зачем мы красим яйца и освящаем куличи? Об этом и не только корреспондент «Православного Симбирска» пообщался с иереем Иаковом КОРОБКОВЫМ, клириком Спасского женского монастыря Ульяновска.

– Отец Иаков, расскажите, пожалуйста, историю праздника Светлого Христова Воскресения. Какова связь этого Праздника с Ветхим Заветом?

– Пасха христианская, новозаветная, ведет свое начало от ветхозаветного праздника Песах (с еврейского — «миновал, прошел мимо»), установленного в воспоминание исхода евреев из Египта и освобождения от египетского рабства. О ветхозаветной Пасхе подробно повествуется в 12 главе библейской книги Исход. Бог повелел через Моисея, чтобы в ночь накануне 14 дня месяца нисана (первый месяц лунного календаря) каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо следовало приготовить на огне и съесть с горькими травами и пресным хлебом. Интересно, что в древности при выпечке хлеба в свежезамешанное тесто добавляли старое, кислое, оставленное от прошлого замеса и таким образом новое тесто заквашивалось. Именно поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до Завета с Богом, проведенной в состоянии духовного порабощения. Пресный же хлеб – символ наступившей перемены, отречения от темного прошлого и обретения пути к духовному обновлению и свободе. В ту ночь Бог наказал Египет страшной казнью за то, что фараон не послушал повеления Господа и не отпустил израильский народ в пустыню. Ангел Господень поразил смертью каждого первенца в Египте – от человека до скота, но прошел мимо тех жилищ евреев, двери которых были запечатлены кровью пасхального агнца. Смерть прошла стороной, и еврейский народ избавился от египетского ига! В христианской Церкви древний праздник был переосмыслен как исход из-под власти греха, прехождение от смерти к жизни и от земли к небу, что поэтично и ярко выражено в священных песнопениях праздника: «Воскресения день! Просияем люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам Христос Бог нас перевел, песнь победную поющих» (ирмос 1 песни канона на утрени, пер. иеромон. Амвросия Тимрота). В этот день мы ликуем и радуемся оттого, что снова, как и в седой древности, смерть проходит стороной, власть ее над людьми сокрушается, мы исходим из греховного плена на свободу и Творец миров раскрывает для людей двери Рая! Так ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской.

– Что можно сказать о значении этого праздника для православного христианина и всего мира?

 – Интересна святоотеческая мысль о вселенском, общечеловеческом значении этого праздника: какая участь ожидала бы мир, если бы христианство не увенчалось Воскресением его Основателя? По словам святителя Григория Нисского, человечество в таком случае лишилось бы главного – высшего смысла своего существования. Если смерть не побеждена Христом и «есть предел жизни <...>если нет Воскресения, то из-за чего труждаются и любо- мудрствуют люди», вступая в борьбу со злом? Если мертвые не воскресают, «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15: 32). Святитель Григорий Палама писал: «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни». Меж тем Христово Воскресение ни в коем случае не должно пониматься нами только как историческое событие; оно – событие онтологическое, оно дает нам возможность приобщиться благодати Воскресшего Христа. Но для этого, по учению всех отцов Церкви, требуется очищение как телесных, так и душевных наших чувств. Преподобный Иоанн Дамаскин поет: «Очистим чувства и увидим неприступным светом Воскресения сияющего Христа». Следовательно, очищение является необходимой предпосылкой созерцания и общения с Богом. Святитель Григорий Богослов говорит об этом: «Поэтому в первую очередь нужно очистить себя и лишь потом – уже чистым – говорить».

– В чем заключается суть пасхальных символов, таких как агнец, артос и любимые нами с детства куличи и крашеные яйца?

– В христианском богословии пасхальный агнец становится одним из прообразов Христа Спасителя, неслучайно первые христиане зачастую именно в виде агнца изображали Христа на иконах. Хотя уже с VII века по решению VI Вселенского Собора (680 г.) и Трулльского Собора (691–692 гг.) символические изображения Христа в виде агнца, пеликана, рыбы и т. п. уступают место историческому облику Сына Божия, воплотившегося в человеческом виде, и сохраняются, пожалуй, только в книжных миниатюрах и орнаментах. Праздничные пасхальные традиции в разных странах многочисленны и разнообразны, из всеобщих следует упомянуть восходящий к апостольским временам обычай освящать особый пасхальный хлеб – артос. Согласно преданию, после Вознесения Христа на небо апостолы, собираясь на совместные трапезы, оставляли незанятым место во главе стола, а перед ним – часть хлеба, выражая тем самым свое ожидание Христова пришествия и Его незримое присутствие. Этот замечательный апостольский пример был увековечен христианами не только в виде артоса – особого цилиндрического хлеба с иконой Воскресения в навершии, но и в виде похожих на него сдобных нарядных куличей. Также повсеместным пасхальным обычаем является освящение ярко раскрашенных праздничных яиц. Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мертвым, внутри содержит новую жизнь. Обычай дарить яйца на Пасху связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина, путешествуя с проповедью о Воскресшем Христе, смогла явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос Воскрес!» Хотя нередко яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа, пролитую для очищения и спасения всего мира, да и вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника. Еще неизменным на Руси праздничным блюдом является творожная пасха. Оригинальная форма ее – усеченная пирамида – символизирует Гроб Господень. Иногда боковые стенки этого угощения украшают символами страдания и Воскресения Иисуса Христа и, конечно же, пасхальной монограммой – буквами ХВ.

Беседовал Сергей НИКОЛАЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В конференц-зале Спасо-Вознесенского кафедрального собора прошло совещание по вопросам сохранения исторической памяти и увековечения памяти жертв политических репрессий.

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

В Иверском храме Спасского монастыря состоялась торжественная встреча иконы святого преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.