О бдительности в храме и духовной грамотности

Не все то золото, что блестит. Не все то православное, что православным названо. К сожалению, не изжило себя такое явление, когда мошенники прикрываются именем Церкви. В результате их действий в лучшем случае человек будет обманут, в худшем – перестанет верить в Бога. Как не попасться на уловки таких неблагонадежных людей и всегда сохранять бдительность? Своими размышлениями делится настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» города Ульяновска протоиерей Сергий ГОРДОПОЛОВ.

– Отец Сергий, объясните, пожалуйста, феномен: человек приходит в Церковь и, вместо того чтобы думать самому, старается во всем полагаться на других людей, на их не всегда правильный жизненный опыт. Приходилось ли Вам сталкиваться с мошенниками в Церкви или результатом их деятельности?

 – В моей практике встречалось, что в храм вместе с привычным товаром привозили книжки с нехристианскими, еретическими или даже зловредными текстами. Поэтому, даже приобретая в иконных лавках церковную литературу, всегда нужно тщательно ее просмотреть. Если вы увидели, что в книге есть что-то подозрительное, обратитесь к священнику в ближайшем храме за советом и разъяснением. Не надо принимать абсолютно все на веру, особенно, если видим что-то сомнительное. Второй момент из моей практики. Мы недавно создали православный сайт нашего храма при наркологическом диспансере, а девушка, которая освещала на этом сайте духовные темы, посоветовала пользователям книгу Алекса Кроули, хорошо известного оккультиста. Я понимаю, почему она обратилась к нему – он описывал состояние человека под действием алкоголя, но обращение к таким источникам может человека сразу увести из Церкви. Поэтому упоминание этого автора на сайте надолго не задержалось. Все люди ошибаются. Однако нужно стараться всегда быть рассудительными и внимательными. Если мы совершили ошибку, нужно постараться быстро ее исправить. Люди, обращаясь к различным колдунам, оккультистам и экстрасенсам, по своему незнанию думают, что обращаются к Богу, хотя в Церкви так не лечат. В пост совершается таинство Соборования, в котором при помазании тела специально освященным маслом призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Но к таинству надо готовиться, а тут получается, что пришел к «бабушке», а она иконку сняла, прочитала какую-то молитву, чаще всего, как оказывается, заговор, ни о какой подготовке и речи нет. Поэтому все эти лечения – обращения не к Богу, а наоборот – к бесовским силам. Заговор – это извращенная форма молитвы, поэтому получается, что людей ворует искуситель. Все, что я могу посоветовать людям – не забывать, что они Христом искуплены, куплены дорогой ценой. Господь даровал всем нам свободу выбора, свободу воли и разума. Всегда обращайтесь за помощью к тем, кто в большей степени сведущ в вопросах веры. Бывает, что священник дает ответ не так грамотно и не так полно, как хотелось бы, но можно пойти к другому, который менее занят, главное – не стесняться. Если мы видим, что кто-то пытается посоветовать, например, пойти на лечение к той же бабушке или прочитать сомнительную книгу, нужно сразу сказать одному человеку, потом двум, потом уже Церкви. «Если же согрешит против тебя брат твой... скажи церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь...» (Мф. 18:15,17). Всегда помните, что и в храме нужно быть бдительными. Надо быть всегда готовыми к испытаниям веры, держать в голове мысль – враг рода человеческого не дремлет, он находится повсюду.

– Почему, несмотря на активную миссионерскую деятельность, до сих пор существует множество околоцерковных суеверий (нельзя ставить свечку левой рукой, надо перекрестить рот, если зевнул и т.д.)?

– Это происходит из-за малой воцерковленности людей и малой духовной грамотности, ведь изначально это должно преподаваться в специальных учебных учреждениях. В советские времена, когда были гонения за веру, большевики пытались показать церковное мракобесие. Для этого часто коммунисты заставляли изображать то, что не относилось к Церкви. Поэтому мы видим до сих пор остатки и пережитки прежнего. Когда я был маленьким, в 3 или 4 классе нас заставляли на уроках внеклассного чтения рассказывать эти истории про церковные суеверия. Помню, читал целую книжку, про число 13, крещение рта и прочее. Самое забавное, что это все на полном серьезе относили к Церкви. Естественно, люди считали прочитанную информацию правдивой.

– Как не попасться на уловки всевозможных сектантов, которые зачастую не боятся действовать прямо у церковных врат?  У меня самого был случай, когда во время Серафимо-Дивеевских торжеств царебожники раздавали неканонические маленькие иконы, люди поначалу охотно их брали, но потом спохватились. Но этого же можно было избежать.

– Это говорит о том, что нужно поднимать духовную грамотность. Это возможно только в православных молодежных клубах, либо в общеобразовательных школах – на уроках веры, либо в воскресных, они сейчас существуют и для взрослых, и для детей. Поэтому призываю взрослых людей, которые неравнодушны к своей вере, духовно расти. Нельзя останавливаться, говорить, что мы нашли Бога, стали православными и все на этом. Нельзя на данном этапе застревать, ведь способы обмана меняются, и мы должны общаться и на эти темы. Любой обман в церковной ограде или вне ее нужно сразу же обличать, обращаться к священноначалию, чтобы немедленно остановить. Если речь идет о сектах, они у нас запрещены законом, поэтому не исключено, что такой вопрос может решаться и в законодательной плоскости.

– Как отличить настоящую духовную литературу в нынешнем книжном изобилии?

– Когда книга выпущена по благословению, большим тиражом, человек, который выпускает ее, берет на себя ответственность. Он может потерять свой авторитет, если книга будет сомнительного содержания, поэтому нужно смотреть, благословлена ли эта книга Патриархом или кем-либо из епископов. Спорных книг, однако, тоже много. Нужно включать голову, не заниматься самообразованием, а идти в семинарию или в православную школу, если есть интерес. Когда человек начинает заниматься самообразованием и читать все, что попадется под руку, когда начинает толковать то, что является для него непонятным, есть риск ухода в секту. Поэтому я призываю людей учиться, а если и заниматься самообразованием, то под присмотром духовного отца. У меня до сих пор лежит одна брошюрка, изъятая из церковной библиотеки – «Руководство для мирян к Исповеди». Если открыть ее, можно прочесть: «печатается по благословению старца, имя которого, по понятным причинам, мы назвать не можем». Одно это уже должно вызвать настороженность. Фактически это безграмотная книга, написанная какой-то женщиной по благословению какого-то мифического старца. Страшно, что эти книги лежат на полках с православной литературой.

– Не так давно в социальных сетях появились видеоролики «Как продают православных ВКонтакте» и «Кто продает православных ВКонтакте». Речь шла о том, что в несколько сообществ в социальных сетях были помещены цитаты протестантского пастора. Таким образом, люди, посещающие эти группы, получили не ту информацию, за которой они обращались. Как не терять бдительность в Сети, на что следует обращать особое внимание?

– Необходимо смотреть на авторство той или иной цитаты на православном сайте, возможно она вырвана из общего контекста или автор обращался к монахам, а не к людям, живущим в миру. Не нужно нам уходить в затвор, нужно общаться и обсуждать прочитанное, размышлять над ним. Если информация из общего доступа, нужно всем вместе ее рассматривать. Верны только догматы. Кто-то может заблуждаться, кто-то ошибаться. У профессора А.И. Осипова частично сформировались протестантские взгляды: например, он высказывался против Крещения детей, а также неоднозначно высказывался по поводу Причащения на Пасху. Но стоит отметить, даже у святых бывали еретические суждения, которые потом приходилось вычеркивать. Блаженный Августин, например, считал, что все спасутся. Мы видим, что даже люди намного более грамотные духовно могли ошибаться. Поэтому проходили Вселенские Соборы, решения которых мы не имеем права подвергать сомнению. У нас есть Символ Веры, в котором содержатся основные догматы, он-то и поможет отличить еретиков. Всегда и ко всему нужно относиться с трезвым разумением и просить у Бога премудрости.

– Что Вы можете сказать о сообществах в социальных сетях наподобие «Православные шутят» или «Академия порядочных семинаристов», ведь контент, который там содержится, весьма неоднозначный?

– Давно известно: чтобы выудить из Интернета что-то ценное, нужно перелопатить много всего нехорошего. Не надо хватать все, что названо церковным, православным. Подобные сообщества всего лишь подспорье, возможность привлечь больше молодежи или возможность священнику поискать тексты, которых нет в библиотеке. Интернет – это инструмент, который нужно правильно использовать. Если человек ищет что-то духовное и ценное, ему придется долго искать. Нужно быть готовым к этому и еще максимально перепроверять найденную информацию.

– Бывают случаи, когда люди отворачиваются от Церкви из-за сущих пустяков: кто-то посмотрел не так или сказал что-то грубое. Как правило, сопровождается это следующим комментарием: «Я-то думал, что в Церкви хорошо и все люди добрые». Что можно сказать об излишней идеализации церковноприходской жизни?

– Укор на самом деле нам – духовенству, верующим, которые постоянно посещают храм. Мы являемся соблазном для тех слабых душ, которые приходят и, бывает, не находят, что искали. Но все-таки люди, укрепляющиеся в вере, должны помнить: в храм нужно идти не к людям православным, не к священнику, а к Богу и Его таинствам – Исповеди, Причастию. В каком бы ни был батюшка состоянии, благодать, которая на нем – от Бога. Мы, православные, должны духовно расти и стараться соответствовать тем идеалам, которые люди ищут в нас. Однако стоит еще отметить, что люди склонны впадать в крайности: некоторые едва ли не обожествляют священников, а есть те, которые говорят, что попы только пьют водку и играют в карты. Покойный владыка Прокл рассказывал историю: однажды, приехав в один из приходов, он поинтересовался, ходят ли люди в храм. Ему ответили, что нет, потому что священник ведет не совсем правильной образ жизни. В следующий визит владыки, когда на приход был назначен уже другой священник, сельчане сказали, что не ходят в церковь, но на этот раз потому, что батюшка слишком уж «духовный» и, скорее всего, не поймет их чаяний. Поэтому священник должен быть примером, а люди – не впадать в крайности.

– Как же все-таки совместить открытость миру и дружелюбие с критическим мышлением? Как не превратиться в скептика?

 – Для меня превысшая заповедь, которую дал Господь – «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Все остальное не является столь значимым. Не ищите идеалы в людях, ищите идеал в Боге. Начинать свой духовный путь нужно с Евангелия, читать хотя бы одну главу в день, и в ней всегда на все вопросы найдутся ответы. А остальное пытайтесь познавать, но под руководством духовных отцов или людей грамотных в вопросах веры. Поэтому всех призываю не останавливаться в духовном росте и любви не терять. Не будьте скептиками, подходите с любовью даже к еретикам, которые благодаря нашей любви смогут понять свои ошибки.

 

Беседовал Сергей НИКОЛАЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В Духов день архипастырь совершил Литургию в Духосошественском храме

В Духов день архипастырь совершил Литургию в Духосошественском храме

28 мая, в Духов день, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, возглавил служение Божественной литургии в Духосошественском храме города Симбирска.

В Симбирске совершены богослужения праздника Троицы

В Симбирске совершены богослужения праздника Троицы

27 мая, в праздник Святой Пятидесятницы, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска.