Возсия весна постная

Великий пост – время, к которому христиане готовятся с особым трепетом, потому что оно является для всех нас духовной весной и освобождением от диктата плоти, которому мы покоряемся в будничные дни. В эти дни мы будем особенно строги к себе, к своему «я», к своим желаниям и мыслям. И, очищая себя, свое сердце от скверны греха, мы, Богу содействующу,  сможем тогда в полноте ощутить радость света, исходящую от гроба Воскресшего Спасителя.

В продолжении Четыредесятницы мы, кроме того, что увеличиваем свое молитвенное правило, устраняемся от приема скоромной пищи. Очень часто продуктовое воздержание становится своего рода идолом для постящихся. Углубляясь в изучение состава того или иного продукта, люди уподобляются тем, кто «отцеживает комара, а верблюда проглатывает». Всякий раз, когда мы все внимание свое сосредоточиваем только на качестве продуктов, мы становимся далеки от Бога, так как смысл поста  в употреблении более простой, дешевой пищи. Питаясь таким образом, мы высвобождаем средства для того, чтобы иметь возможность жертвовать их неимущим. Мы оказываем помощь тем, кто в ней нуждается. Пост, как воздержание от скоромной пищи, не является нашей целью, ибо пища не приближает нас к Богу и не удаляет нас от Него. Тем, кто ставит перед собой определенные цели на этот пост, рекомендую обратить внимание на тех личностей и те события, которые предлагает нам устав церковный в дни Святой Четыредесятницы. 

Пост предваряется тем, что делает нас свободными и чистыми; тем, что помогает проникнуть в тайну любви Божией; тем, что неизменно должно сопутствовать нам во все дни земного странствования – прощением. Мы испрашиваем его у тех, кто окружает нас, у тех, кого мы оскорбили видимо и ощутимо, а также и у тех, кого, быть может, обделили своим вниманием, не смогли помочь в трудную минуту. Это примирение, если оно совершается с искренностью, вводит нас в Небесное Царство, где Господь прощает каждого из нас, подобно как и «мы оставляем должником нашим». И, получив прощение и простив, мы вступаем в первую седмицу.

В первую седмицу Церковь предлагает нам чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который является образцом истинного покаяния. Здесь важно помнить, что спасает не продолжительность служб, а понимание собственного ничтожества, осознание того, что мы сами ровным счетом не можем сделать ничего. Только на этом фундаменте возможно приятия от Господа мира! Сочиняя свой покаянный канон, Андрей Критский недоумевал: «С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию?». Человеческого языка недостаточно для того, чтобы описать всю глубину падения и отторжения от Бога, как не хватает его для описания великой любви Бога, которая перекрывает эту разделяющую наши природы бездну!   

Завершается первая седмица Торжеством Православия. Установленный в далекие времена, этот праздник являет нам Истину, которая соделывает нас свободными, и которую Церковь возвещает всему миру.

Среди последующих недель особенно выделяется Крестопоклонная. Святой крест –орудие позорной смерти, но силою Бога соделавшийся Животворящим и  Пречестным, – выносится на середину храма и несколько дней все верующие ему поклоняются. Это укрепляет нас в шествовании по пути спасения и показывает нам, что невозможно достигнуть Небесного Царства, не употребив усилий; что только так, через жертву, совершается спасение человека, отпадшего от Бога, но возлюбленного Им.

Рассказать обо всех неделях в рамках одной статьи не представляется возможным, тем более что надо упомянуть и о тех личностях, которые постом вспоминаются особо и не однократно, – Марии Египетской и Иоанне Лествичнике. Потрясающий пример покаяния и деятельного восхождения явила миру преподобная Мария. Каждый год вновь и вновь мы перечитываем ее житие, вновь и вновь сопереживаем ей, пытаемся приблизиться к пониманию всей глубины ее чувств. Мне бы очень хотелось в рассказе о ее жизни выделить тот момент, когда она собралась вместе с паломниками на Святую землю. Каждый должен представить себя рядом с этими людьми, каждый должен спросить себя: «А как бы я отнесся к этой женщине?» Наверняка, большинство из нас осудили бы ее, кто-то бы посмеялся над ней. Но вот проходит время, и она меняет свою жизнь, а ее пример будет еще долгие столетия менять жизни других людей. Ее житие учит каждого из нас с вами – следи за своей жизнью, не осуждай того, кто рядом с тобой, ибо ты не знаешь ни путей Божиих, ни всей Его силы, способной изменить жизнь любого. Этому же учит нас и преподобный Иоанн Лествичник. Избегать осуждения, если не хочешь соделаться виновным в том же грехе,  – учит нас преподобный. Кроме того, мы вспоминаем его труд –  Лествицу, в которой он показал, что основа всего духовного делания – это смирение.

Великий пост призывает нас к смирению и любви. Смирение – основа нашего изменения и залог того, что труды наши будут приняты Богом. А любовь – это вершина земного делания; это сила, возводящая каждого к Тому, Кто Сам есть Любовь совершенная. 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в старинном храме Рождества Пресвятой Богородицы села Полдомасово.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В четверг, 20 сентября, в Спасо-Вознесенский кафедральный собор города Ульяновска был принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.