Беседа с Никодимом

Среди учеников Иисуса мы знаем апостолов, чьи имена нам известны (таковых было двенадцать и еще семьдесят). Знаем и тех, что считались учениками, но в предании таковыми и остались. Например Павел пишет о том, что Христос явился более, чем пятистам ученикам сразу. Они ходили за Ним, слушали Его проповеди, задавали вопросы. Были у Него и тайные ученики, чьи имена Евангелие не раскрывает нам. По какой причине? Быть может чтобы не принести в их жизнь какие-то сложности, быть может из-за их определённого положения. Евангелие скрывает их имена, говоря «пойди в город к такому-то», кто был этот «такой-то» - секрет… Есть среди учеников Иисуса и такие, как например Никодим, чье имя раскрывается Евангелием, но при этом оговаривается, что приходил он ко Христу ночью. Никодим, беседа с которым является безусловно важной для каждого из нас, являлся высокопоставленным представителем книжников. Скорее всего это был раввин, книжник, член Синедриона, то есть высшего судебного органа, говоря современным языком. Он не стеснялся называть Христа учителем и живо интересовался тем, что говорит молодой проповедник, имеющий такое влияние на еврейский народ.

Вся беседа Учителя с Никодимом делится на две части, одна из которых повествует о том, как человек должен переродиться, о таинстве вступления в Церковь, а в другой Иисус говорит о Самом Себе.

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царство Божие». Христос нередко использует это удвоение, говоря «истинно, истинно» или «аминь, аминь» в славянском варианте текста. Согласно иудейскому закону любое положение тогда считалось правдой, когда давалось в присутствии двух свидетелей, поэтому повторение слова «истинно» и есть указание на то, что Иисус хочет сказать, что-то принципиально важное, то, что принадлежит Самой Истине. Повторное рождение вызывает сомнения у Никодима и он задает этот вопрос своему Учителю, на что Иисус комментирует: «если кто не родится от воды и Духа, не сможет войти в Царство Божие». Таким образом, Он говорит о двух составляющих вхождения в Царство – вода и Дух. Вода – это то самое крещение или омовение, которое было известно Его современникам. Для вхождения в Церковь, для приобщения Царству нужно отрешиться прошлой жизни, нужно покаяться и очиститься от греха. Символом этого всегда выступало омовение или крещение, что более привычно нам на слух. Однако действий человека недостаточно. Необходимо со-действие Бога, со-действие Духа. Что, собственно, и происходит в Таинстве Крещения. Человек отрешается прошлой жизни, отрешается греха или самой греховной логики поступков прошлой жизни, а Бог идет навстречу ему и подает Дух Святой как Дар, пожалуй, самый великий Дар из возможных. И этот Дар не просто набор каких-то совершенств. Отнюдь! В Таинстве подается Сам Святой Дух. Человек может стать сосудом Этого Духа, стать храмом Его. Именно об этом писал апостол Павел, что все мы являемся храмом Святого Духа. Соблюдая эти два условия, человек сможет увидеть или по толкованию святых отцов «войти, стать участником» Небесного Царства. Это высокое призвание и высокая ответственность для нас, христиане. Представьте, что кто-то в нашем присутствии будет ругаться над храмом Божиим, кто-то будет осквернять церковь, собор, в который мы так любим приходить молиться. Каково нам будет? Конечно же, очень плохо и горько. Может быть кто-то решиться остановить кощунника… Но ведь и наше тело – храм! Не забывайте об этом, когда случается встать перед сложным выбором действий. Очень часто мы не просто себя оскверняем, мы оскверняем храм Святого Духа…

Господь же продолжает словами «рожденный от плоти, есть плоть, а рожденный от Духа есть дух». Это своего рода ответ на вопрос Никодима, который интересовался «неужели может он в другой раз войти в утробу матери?» Господь говорит, что нет никакой нужды во втором рождении по плоти, необходимо рождение по Духу. Что такое плоть в Писании? Это важный вопрос. Чаще всего, в особенности, конечно, у апостола Павла, под плотью понимается зараженное грехом тело человека, понимается то, что подвержено греховной страсти. У Иоанна, которого мы в данный момент цитируем, под плотью в древнегреческом варианте используется слово, буквально означающее «мясо», то есть наша грубая телесность. Иисус говорит, что в перерождении телесности нет никакой нужды, что это для Царства не нужно, нужен дух! Жить по Духу, ходить в Духе – это нередкий оборот. Он означает, что человек полностью погружен в сакральную реальность, что он живет в соответствии с теми требованиями, которые этой реальностью к нему предъявляются. И только такой становится носителем Духа.

Дух дышит, где хочет, - говорит далее Господь, помогая понять сказанное Никодиму. На самом деле в греческом здесь игра слов, не доступная нам. Дух одновременно еще и ветер. И вот подобно ветру, который мы чувствуем, но не можем ни присвоить себе, ни покорить действует и Дух. Он есть Дар, но Он же есть и великая свобода для человека. Каждый, кто в Духе – тот свободен. Все мы очень часто видим в церкви только лишь свод запретов, только то, что можно и нельзя, но церковь – не исключительно лишь нравственная система, где точно размечены все да и нет, все можно и нельзя. Церковь это всегда свобода, религиозная свобода, свобода богообщения, свобода от греха.

В продолжение разговора Христос немного упрекает Никодима за то, что они – учителя еврейского народа – не принимают Его и Иоанна и продолжает говорить уже о Самом Себе. Это вторая часть беседы, к которой мы обратимся в следующем номере, а пока вы сами потрудитесь прочитать в Евангелии от Иоанна этот фрагмент. Христос Воскрес!

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

20 ноября в большом зале Ульяновского дворца и творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание Межрегиональных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Воскресенско-Германовском кафедральном соборе города Ульяновска.