Уметь смотреть на мир глазами других – блаженство

Наш Господь во время своей земной жизни сформулировал важнейшее правило для каждого из нас. Сказано оно было много столетий назад, но всякий раз его приходится повторять, объяснять, пытаться донести до слушателей. На самом деле множество сложнейших ситуаций в жизни происходят из-за того, что мы не живем по этому правилу, не готовы воплотить его в жизнь. Звучит оно предельно просто: «Итак, во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Однако, не смотря на всю простоту, воплощение этого правила в жизнь – вопрос огромного труда над самим собою.

Часто, в силу исполнения своих служебных обязанностей, мне приходится слышать о том, что один человек не может простить другого. Слышать это на исповеди, то есть Таинстве, где кающийся желает получить разрешение своих грехов от Господа. Каких грехов? Разных, порою очень тяжелых, порою мелких и регулярных. Но вот простить другого – не может и даже не хочет человек. Получить прощение от Бога при этом является чем-то само собою разумеющимся. Такие вот мы ученики – всегда готовы играть только в одни ворота. Мы готовы принимать, ничего не давая взамен; получать прощение, не прощая; быть холодными к другим, но страдать от того, что другие не понимают нас…

В Нагорной проповеди звучит подобная этому великому правилу мысль: блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Мы желаем милости от Бога? Естественно. Мы являем милость другим? Не часто. Меня самого нередко посещают мысли о том, что в этом мире нет справедливости, что нет торжества правды. Обманщики пользуются уважением, добродетель оказывается поруганной и оклеветанной, постоянно приходится доказывать кому-то, что ты не такой, каким тебя представляют за спиной. Иногда подобные мысли повергают в глубочайшее уныние. Я думаю, а скорее даже уверен, что такие мысли посещают всех нас. Вот однажды, когда шло причастие, я вспомнил слова Писания о том, что Бог повелевает всходить солнцу над всеми людьми: добрыми и злыми, добродетельными и грешными. И более того, Он дает Самого Себя всем нам, вне зависимости от нашего прошлого. Всех Он призывает стать причастниками Его Тела и Крови. Конечно, мы многие прекрасные мысли знаем и помним, но вот прочувствовать их, по-настоящему пережить дается не всегда. И вот в тот день мне стало очень точно ясно, что не стоит искать никакой справедливости в этом мире, не стоит себя ставит на место Бога; Бога, дающего всем Свою милость сверх заслуг и стремлений. Он одинаково желает спасения каждому, а мы в своей жизни часто жаждем наказания одних и вознаграждения других (чаще всего подразумевая себя, любимых). Наша задача не в том, чтобы выяснить кто прав, кто виноват, кто свят, а кто грешен. Наша задача в том, чтобы явить милость другим, чтобы заполнять этот мир добротой, благими поступками, любовью. Только так можно получить милость к самому себе, только так можно исполнить свою заданность в этом мире, свое богоподобие. И коль скоро Бог прощает всех кающихся, в том числе и нас, то почему я не могу простить другого? Если Бог, не смотря на всю мою жизнь – жизнь, полную ошибок и огорчений – прощает меня, дает мне возможность быть другим, стать чище и светлее, то почему я не могу поступить так же?

Проще видеть ошибки окружающих нас людей, сложнее – постараться понять их. Один блистательный старец прошлого века говорил на исповеди такие слова: «нам нужно научиться все понимать, но не все принимать». Понять логику поступков других людей, еще не значит принять и самому поступать так же. Понять, означает для меня сделать первый шаг к прощению, шаг к тому, чтобы дать другому возможность исправиться, если нам кажется, что его действия ошибочны. Очень часто человек совершает поступки, сформированные его прошлым, где его может быть обижали, где ему может быть чего-то не додали, где была обида или злость. С нами кто-то может не здороваться не потому, что не уважает нас, а потому, что его просто не учили этого делать раньше. Кто-то может сказать обидное слово или повести себя грубо просто потому, что таково его окружение и он не знает другой жизни, не знает, что есть иные линии поведения. Почему я так подробно об этом говорю? Потому, что слово «милость» - это перевод греческого эквивалента (пусть и не полноценного) еврейскому слову hesed, что в свою очередь означает не просто милость, но скорее способность взглянуть на мир глазами другого человека, а также верность. Бог остается верным Своим словам и всегда любит человека, спасает его. Бог Сам стал человеком, Он, если хотите взглянул на этот мир нашими глазами, Сам став во всем подобным нам. Мы, если хотим реализовать свое богоподобие, должны тоже научиться видеть глазами другого. Преодолеть горечь обиды и попытаться оправдать иного. Не вспылить, а даже если такое и случиться, то потом подумать почему так поступил человек, что было в его жизни до того, и, поняв, простить. Ведь часто встречаясь с кем-то, мы не знаем, что пришлось ему пережить, какие обстоятельства сейчас в его семье, в его жизни… Нужно быть верным своим обетам крещения. Коль скоро мы решили стать учениками Христа, то надо исполнять Его уроки и, желая Его милости к нам, самим научиться творить милость.

Кто-то вполне разумно может сказать: что же, нам теперь поддерживать и пытаться оправдывать блуд, воровство, зависть? Ни в коем случае! Любовь, милость – это не потакание злу или порокам, любовь – это стремление к тому, чтобы другой был спасен, милость – это стремление к тому, чтобы другой наконец-то избавился от греха, пришел к Истине. Иногда для этого нужно уметь явить красоту прощения, глубину доброделания.

Для того чтобы исполнить эту заповедь не требуется иметь большие материальные богатства. Нужно иметь в первую очередь богатство души, способной на жертву ради другого. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что эта заповедь широка и образов милости много. Действительно, не всегда ведь все упирается в жертвование деньгами. Иногда, кто-то может помочь тебе материально, но при этом не дать ни любви, ни душевного спокойствия. Иногда мы ищем доброго слова, душевного взгляда, мирного общения. Да, язык любви у всех свой и с этим нужно считаться и понимать других. Но если у тебя нет возможности помочь человеку делом, то помоги ему словом. Словом, обращенным в первую очередь к Господу – помолись за него. Если ты видишь, что человек ошибается, ведет себя не так, как тебе кажется положено, то помолись его ангелу-хранителю и попроси, чтобы тот дал повод человеку осознать свои ошибки. Веди себя так, как тебе хотелось бы, чтобы вели себя другие с тобой. Это самое простое и самое сложное правило. Правило, которым должна быть украшена наша жизнь, если мы действительно есть ученики Иисуса Христа, пришедшего ради нас на землю и принявшего жизнь человека во всем ее многообразии и во всей ее сложности.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

Во Дворце творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание регионального этапа Рождественских чтений

20 ноября в большом зале Ульяновского дворца и творчества детей и молодежи прошло пленарное заседание Межрегиональных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Воскресенско-Германовского собора

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Воскресенско-Германовском кафедральном соборе города Ульяновска.