Чем Христос не угодил людям?

Чудо исцеления гадаринского бесноватого довольно подробно описано всеми евангелистами-синоптиками (т.е. Матфеем, Марком и Лукой) с незначительными расхождениями. Этот евангельский эпизод способен рассказать нам многое о Боге и Его отношении к человеку, о темной сатанинской силе и ее воздействии на людей, но сегодня я хочу обратить ваше внимание на следующий, воз- можно не самый важный, но примечательный аспект. Спаситель мира совершает чудо — освобождает из мучительного демонского плена бесноватого человека (или даже двух, по свидетельству евангелиста Матфея), дает свободу его душе и разуму, превращает из изгоя в равноправного члена общества. Подобные исцеления были совершаемы Христом и до, и после описанного случая, но этот особенно примечателен реакцией окружающих людей, тем, как встретили жители Гадаринской страны Творца миров и Повелителя всех созданий. Радовались ли они тому, что «бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме» (Мк. 5:15)? Это говорило бы об их чистосердечии и умении радоваться за ближнего. Поклонились ли они Всесильному Богу во плоти, посетившему их страну, прославили ли Его милость и могущество? Это показало бы их душевную чуткость и богопочитание. Может быть, они, подобно своим благоразумным соседям — жителям Геннисаретской земли, — «обежали всю окрестность... и начали на постелях приносить больных туда, где Он... находился... чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его» (Мк. 6:55–56)? В этом виден был бы хотя бы здравый смысл и житейская прагматичность. Но здешние жители поступили иначе — парадоксально и абсурдно. По словам евангелиста Марка, они «устрашились… и начали просить Его [т. е. Христа — Прим. авт.], чтобы отошел от пределов их» (Мк. 5:15, 17). Люди попросту изгнали Мессию из своих краев и своей жизни, попросили Его уйти, «жалея свиней и опасаясь потерпеть еще что-либо большее», как пишет блаженный Феофилакт Болгарский. Замечательный шотландский богослов и экзегет XX века Уильям Баркли в своих комментариях к Новому Завету задается вопросом: «По- чему же?» Что подвигло этих людей изгнать Христа и какое это имеет к нам отношение? Дерзну сказать, что весь пафос данного евангельского отрывка в том, что за два минувших тысячелетия люди мало изменились и мы сами зачастую поступаем подобно древним, а их абсурд в отношении ко Христу и окружающим людям усиливаем своим абсурдом. «Был исцелен человек, но их свиньи погибли, и потому они не хотели таких повторений. Был расстроен их обычный уклад жизни, и они пожелали, чтобы нарушитель покоя как можно скорее ушел. … Больше всего людям нужно, чтобы их оставили в покое». Казалось бы, что в этом дурного? Ведь жажда покоя, удобства и комфорта так естественна для человеческой природы. Чтобы понять, в чем опасность этого на первый взгляд безобидного стремления, достаточно вспомнить замечательную сказку Евгения Шварца «Два брата». Именно этот принцип — «Оставь меня в покое!» — дал власть смертельному холоду над жизненным теплом и чуть не довел мальчиков до беды. «Оставь меня в покое!» — какие великие слова. С помощью этих слов люди постоянно губят своих братьев» — так со страниц сказки совсем несказочно грозит нам ее главный антигерой. Когда любовь к себе и своему имению застилает глаза на горе и радость другого человека — жди беды! А мы, Христовы ученики, «имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21). Чему еще поучиться в этих кратких строках Писания? Какое еще обличение скрывают они? Уже упомянутый выше Уильям Баркли, отвечая на это, развивает свою мысль: «Одна из величайших опасностей жизни заключается в том, что люди ценят имущество выше человека... Своих свиней они ценили выше души человека… Живя по принципу «своя рубашка ближе к телу», мы стали эгоистами, требуем покоя и удобств для себя, даже если для этого какой-то уставший должен работать до изнеможения. Но в этом мире нет ничего более важного, чем человек». Сам Создатель Вселенной говорит о человеке: «Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя» (Ис. 43:4)! А мы, если критически и беспристрастно вглядимся в самих себя и свои жизненные принципы, если вслушаемся в лозунги, которые возглашаем, и всмотримся в знамена, под которые встаем, то нередко сможем обнаружить, что, оказывается, так многое и так легко ставим превыше живого человека. Различные правила, общепринятые нормы, внутренние уставы организаций и многое, многое другое так часто ставится нами во главу угла, возводится в ранг непререкаемой ценности, безусловной доминанты, а живой человек... Что ж, он должен подчиниться всему этому, встроиться незаметным винтиком в общую махину и выполнять отведенные ему функции, безгласно и исправно!.. Самые пугающие слова, которые мне доводилось читать в жизни, написаны в детской сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: «Десять тысяч чертей! — заорал Карабас Барабас. — Ни о какой жалости не может быть и речи. Кролик и цыплята должны быть зажарены. Полезай в очаг!» Увы, не только в сказке, но и в реальной жизни сплошь и рядом живой человек — не бессмертное существо, не икона Творца, а лишь сухое поленце, миссия которого — собою поддерживать огонь в очаге некой высокой и важной цели! Мир на этом построен, и, вероятно, его не переделать, но как бы хотелось, чтобы такого не было между нами — людьми Церкви, учениками Христа Господа, сынами и дочерьми Живого Бога. Такого удивительного, по-человечески нелогичного Бога, покинувшего безмятежные Небеса и погрузившегося в омут земной жизни; Учителя, умывавшего ноги учеников; Царя, умершего за слуг; Отца, отвергнутого детьми, но любящего и спасающего их! «Между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26–27).

Иерей Иаков КОРОБКОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Священнослужитель принял участие в заседании Совета по делам национальностей Ульяновской области

Священнослужитель принял участие в заседании Совета по делам национальностей Ульяновской области

В Доме дружбы народов прошло заседание Совета по делам национальностей Ульяновской области под председательством начальника департамента национальной политики Сергея Миронова.

На большом экране показан фильм епархиальной съемочной группы «Наша общая Победа»

На большом экране показан фильм епархиальной съемочной группы «Наша общая Победа»

Вечером 21 июня в кинотеатре «Синемапарк» (ул. Московское шоссе, д.108) прошел первый открытый показ документального фильма «Наша общая Победа», посвященного бессмертному подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.