Иерей Алексей Волков: пост – время усиленной духовной работы

Наступили дни Рождественского поста, в которые мы уготовляем себя к празднованию одного из важнейших событий домостроительства – пришествия в мир Бога во плоти. Очень часто можно видеть, как люди, вроде как тянущиеся к Церкви, но еще достаточно далекие от настоящего духовного опыта, «решают» для себя вопрос о посте сами, считая его для себя вообще не нужным. В их голове борются несколько помыслов: с одной стороны, они видят, что люди церковные в большинстве своем весьма прилежно соблюдают посты, установленные Церковью, несмотря на всю многочисленность постных дней в году, с другой стороны, они не могут рационально понять смысл поста, внятно себе самим ответить на вопрос: «Зачем это нужно?» В чем-то эти люди правы, например, в том, что пост им еще пока действительно не нужен – потому что вне реалии духовного опыта просто не понятно, что с ним делать. Вот когда они дорастут до духовной жизни, когда внутри начнется работа, борьба за духовную жизнь, вот тогда они поймут и почувствуют всю непреходящую ценность «внешних» церковных уставов – таких, как регулярное чередование в году периодов поста и его отсутствия, необходимость регулярного посещения богослужения, неопустительного каждодневного чтения утренних и вечерних молитв. И иногда бывает, что усердному христианину даже «не хватает» установленных уставом постных дней в году, ему требуется даже больше «нормы». Пост, если он не обращен на реальную духовную работу, совершаемую внутри, превращается в подобие «диеты» и может быть не только бесполезным, но даже и вредным. Странно было бы видеть мастера, потрясающего своим инструментом, но ничего им не делающего полезного. Понятно, что «мастерство» такого человека мы поставили бы под сомнение. Еще вопрос: он может только «трясти» инструментом или что-то способен им сделать полезное? Все духовные подвиги, которые мы совершаем, даже если мы их посвящаем Богу, мы делаем ради самих себя и для своей собственной пользы. Потому что Богу мы ничего принести от себя, кроме благодарности за благодеяния и смиренного исповедания грехов, не можем. Это Он нам все дает, и даже самые добродетели, за которые Он обещает нас наградить, за пост в том числе, мы совершаем «Богу содействующу», то есть не столько своими, сколько благодатными средствами. Пост в совокупности с обязательным усилением молитвенного подвига дает нам возможность самим раскрыться для проникновения в нас исцеляющей и освящающей благодати Божией. Перестав бороться со страстями, мы рискуем быть совсем оторваны их нечистотой от Бога и от Его благодати, что может привести к бесплодию и гибели. Так же заповедь о посте действует чем-то подобно заповеди о хранении дня субботнего. Подобно тому, как заповедь о соблюдении праздников не дает человеку слишком увлечься земной стороной бытия и совсем забыть о вечном измерении, так же пост выдергивает (отрезвляет) человека от обычного круга слишком расслабленной (в духовном плане) жизни и поставляет в необходимость собраться, взбодриться и сделаться наподобие домовладыки из евангельской притчи, чающего возвращения Господина от брака… Наступивший пост должен стать временем усиленной духовной работы, безжалостного отношения к своим страстям и греховным привычкам. Пройдем в разуме подвиг покаяния, безжалостно осуждая себя (а не ближних) за уклонения от заповедей, и понуждая на строгое и неукоснительное исполнение их, и это даст нам возможность получить плоды правды, исправить то, чего мы еще пока по нерадению и расслабленности до сих пор не исправили, чтоб не оказаться нам в положении лукавого раба, которому были вверены таланты, но который так и не удосужился пустить их в работу, чтобы получить прибыль. В заключение хотелось бы пожелать всем православным христианам усердно вступить в грядущее поприще Рождественского поста и не только «течение поста совершити», но и «победителями греха явитися, главы невидимых змиев сокрушити…» и в силе и радовании духа, украшенными всякими добродетелями, в духовной красоте встретить Грядущего родитися Младенца Христа. Аминь.

 

Иерей Алексей Волков

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в старинном храме Рождества Пресвятой Богородицы села Полдомасово.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В четверг, 20 сентября, в Спасо-Вознесенский кафедральный собор города Ульяновска был принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.