Использование ресурсов церкви в работе с семьёй по профилактике семейного неблагополучия

Выступление клирика Спасо-Вознесенского собора г. Ульяновска иерея Михаила Кирсанова на областном агитпоезде «За здоровый образ жизни, здоровую и счастливую семью» на тему: «Использование ресурсов церкви в работе с семьёй по профилактике семейного неблагополучия и правонарушений среди несовершеннолетних.»

Русская Православная Церковь неизменно уделяла и уделяет большое внимание вопросам защиты и укрепления семьи, сохранения и возрождения духовных и нравственных оснований семейной жизни. Вместе с тем, современная ситуация ставит наше общество перед новыми проблемами и вызовами в этой сфере — и Церковь встает перед необходимостью давать на них свой ответ, основанный на вечной истине Евангелия.

Проблема раннего семейного неблагополучия может выявляться священником на этапах становления семьи. Это дает возможность получения помощи и установление правильных отношений в семье еще до рождения детей.

1. Разъяснение основ иерархии в семье.

Многовековой опыт Церкви свидетельствует о наиболее жизнеспособном укладе семейной жизни. Первенство и власть мужа в семье есть естественное следствие богоданных различий природы и призвания мужчины и женщины в семье и обществе. Апостол Павел отношения в семье сравнивает с отношением Иисуса Христа и Церкви: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5: 22–33) Равенство достоинства полов не упраздняет этого различия и не означает тождества их призваний в семье. Отрицание разности призваний мужчины и женщины основано на неверном понимании человеческой природы и коренится в греховном эгоизме и ведет к расстройству семейной жизни, наносит серьезный ущерб в будущем нравственному воспитанию детей. Серьезный вред наносит идеология феминизма, представляющая брак и семью, традиционные семейные ценности, и семейный образ жизни как форму «порабощения» и «закрепощения» женщины. Отрицание естественных различий между мужчинами и женщинами, их призваниями в семье, ведут к искажению традиционных представлений о женщине как жене и матери, а мужчине — как муже и отце, а также традиционной культуры семейной жизни в целом.  Одна из причин, которая так же несет опасность для семьи и детей представляет неверное, неоправданно расширительное понимание прав детей, искусственное противопоставление их правам родителей. Нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, данных самим Богом. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение.

Таким образом, на этом этапе можно при желании обоих, либо на начальном этапе, одного из супругов и участия священника в решении тех или иных проблем, возникающих в семье, можно выработать определенный путь исправления взаимоотношений. Важно то, что священник не предлагает шаблонных решений, а используя разбор конфликтной ситуации, побуждает к поиску супругами самостоятельных способов, как прийти к компромиссу. С участием священнослужителя нарабатывается поведенческий опыт членов семьи в различных ситуациях.

2. Взаимоотношение родителей и детей

Долг родителей состоит в воспитании своих детей. «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение... Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию»,— учит святитель Иоанн Златоуст.

Давая пример, и наставляя своих детей, родители, должны ограждать их от пороков и греховных поступков, прилагать усилия к исправлению их недостатков. Это требует от родителей применения в воспитании разумной строгости, а иногда и необходимых наказаний: «Глупость приблизилась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22.15)

Вместе с тем, складывается опасность в ситуациях, когда органы власти начинают на практике применять к родителям различные меры административного, дисциплинарного воздействия за использование в воспитании детей умеренных и разумных физических наказаний, не причиняющих им какого-либо вреда. Любое наказание, применяемое по отношению к ребенку не из побуждений любви, не из заботы о его воспитании, может превратиться в греховное, неподобающее действие и даже в тяжкий грех. Однако в этом случае источником вреда становится не родительское наказание как таковое, а неразумность и неумеренность действий родителей.

Искажение традиционных представлений о женщине как жене и матери, а мужчине — как муже и отце, а также традиционной культуры семейной жизни в целом может привести к крайним вариантам гендерной идеологии распространяемыми в странах Запада. Отрицание человеческой природы, утверждая, что мужская и женская идентичность не связана неразрывно с биологическим полом человека, которым он определяются, а может свободно выбираться или вовсе утрачивать свою определенность. В результате такого воздействия общество получает к детородному возрасту супругов, которые не способны в длительном плане (на всю жизнь) сохранить семью.

В поведенческом плане искажение гендерной принадлежности священник диагностирует как правило у супругов, которые один или оба воспитывались в неполных семьях. В данной ситуации существуют огромные риски распада семей.

Таким образом на данном этапе максимальная задача священнослужителя сохранить семью. Научить супругов распределять совместные усилия для решения возможной семейной проблемы. Не уходить в себя, подвергая одиночеству, и не перекладывать вину на другого. В молитве Господу Великим Постом каждый православный просит «Даруй мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего…». Священник, разбирая ситуацию в семье, те или иные поступки супругов, направляет к объективной оценке каждым членом семьи своего действия либо бездействия. Это прямой путь к покаянию, и в последствии исправление ситуации через приобщение к Таинству Исповеди. Важным этапом в деле сохранения семьи является прощение ошибок другого супруга, которые он признал и приложил силы к их недопущению в дальнейшем.

Профилактика семейного неблагополучия на современном этапе не должна осуществляться путем навязывания шаблонов и штампов. Каждая семья по-своему уникальна и Церковь, используя все ресурсы, делает все, чтобы брак по словам свт. Иоанна Златоуста, стал «таинством любви», единением супругов во Христе.

Все новости раздела




Новости митрополии

В селе Арское пройдут духовно-просветительские занятия для детей

В селе Арское пройдут духовно-просветительские занятия для детей

30 августа и 1 сентября в храмовом комплексе села Арское пройдут духовно-просветительские занятия для детей.

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В Спасо-Вознесенском соборе состоялось совещание по вопросам сохранения исторической памяти

В конференц-зале Спасо-Вознесенского кафедрального собора прошло совещание по вопросам сохранения исторической памяти и увековечения памяти жертв политических репрессий.