Чему учил ефесян апостол Павел?

Петров пост приурочен к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Оба апостола хорошо известны своими проповедническими трудами. В связи с этим давайте обратимся к Посланиям апостола Павла, которые он писал для наставления христианских общин, образовавшихся в результате его проповедей. Павловы Послания богаты тематически и глубоки богословски, поэтому, чтобы тщательно их изучить, нужен немалый труд. В помощь желающим существуют разнообразные святоотеческие и научные комментарии на эти тексты. В двух выпусках газеты «Православный Симбирск» мы рассмотрим отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 4:25–5:20), в котором апостол рассказывает о пра- вилах христианской жизни.

Перед тем как изложить общие правила христианской жизни, апостол Павел в 4 главе Послания к Ефесянам указывает на необходимость отвергнуть языческий образ жизни как несовместимый с жизнью во Христе. Апостол, обращаясь к вчерашним язычникам, показывает неприемлемость их прежней жизни, заклинает не возвращаться к ней и говорит об изменении, которое производит благодать Божия через таинства Церкви в верующих при их вступлении на путь христианской жизни.

Истинность в слове

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25). Апостол Павел начинает перечень правил христианской жизни с истинности в слове. Христианин не должен лгать, обманывая своих братьев во Христе, так как ложь – это свойство ветхого человека. Ложь нарушает союз любви, разрушая доверие христиан друг к другу. Апостол аргументирует свое утверждение, обращаясь к образу Церкви как целостному организму, в котором каждый член выполняет важную функцию, поэтому ложь одного из членов Церкви скажется на работе всего организма – нарушится союз любви. Глаз предупреждает об опасности ноги, рецепторы языка дают человеку сигнал о качестве пищи – благодаря слаженной работе сохраняется организм. Так и христиане не должны лгать друг другу, чтобы не возникла взаимная вражда.

Назидательность в речах

 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Гнилое слово – это бесполезное, пустое, праздное, шутливое и смехотворное слово, остроты. Более опасной разновидностью гнилого слова являются злоречия, пересуды, клевета, срамословие, лесть, коварные козни и всякие кривотолки. Качество слова определяется по своему действию на душу: если оно приводит ко греху, подрывает веру, нравственность, сеет раздор, подозрение, смятения народные – то это гнилое слово, которое запрещает апостол. Апостол Павел определяет доброе слово как направленное к созиданию веры. Святитель Иоанн Златоуст учит говорить умеренно и только то, что назидает ближнего. По Златоусту, если не умеешь созидать души, лучше больше молчи, так как за свои слова люди дадут ответ в судный день (Мф. 12:36). Святитель Иероним Стридонский определяет «слово благо» как то, которое учит, как следовать путем добродетелей, избегать пороков, и приносит пользу слушающему. Слово должно доставлять благодать слушающим, то есть произноситься после молитвы, призывания Святого Духа. Если слово наше будет благодатно, то оно войдет в резонанс с благодатью, которая есть в другом христианине, и усилит ее действие.

Безгневие

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Разумеется, апостол запрещает гнев, как и другие страсти! Человек не согрешает, гневаясь, когда он подавляет в себе возникший позыв к гневу, не давая ему выйти наружу в слове, выражении лица или действии. Такое сопротивление гневу вменяется в добродетель. Когда, наоборот, человек, заметив внутри себя признаки гнева, не противостоит страсти, а встает на ее сторону, давая ей разрастись, так что гнев уже нельзя удержать, то он согрешает. Жизнь предлагает много поводов для раздражения. От этого никуда не деться, но долг христианина – не поддаваться гневу. Совсем не гневаться и не сердиться – это дар благодати, который получают одни лишь совершенные. Грех вменяется с того момента, как человек заметил его, но не предпринял усилий, чтобы воспрепятствовать его дальнейшему распространению, а уже сделанное им не захотел исправлять. Это относится к моментальной вспышке гнева. Апостол советует не затягивать с исправлением последствий гнева, но мириться в тот же день до захода солнца, во-первых, по возможности, с тем, на кого разгневался, а, во-вторых, прежде всего изгнать гнев на него из своего сердца. Откладывать борьбу нельзя, чтобы чувство гнева не укрепилось в душе.

Удаление от всякого раздора

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). Раздоры, непримиримая ненависть, драки и убийства неприемлемы в христианской среде. Ссоры начинаются с помысла огорчения, которое в свою очередь приводит к ярости, крику, ругани и т.п. Огорчение нужно прогонять сразу, как оно появилось. Средством для этого является взаимная уступчивость, мирная договоренность, консенсус. Все перечисленное в стихе 31, равно как и указанные выше пороки, прогоняют от человека благодать. Крик и гнев связаны: кто не закричит, тот и не разгневается. Крик – это руки гнева, если их связать, то гнев станет бессилен. Апостол Павел описывает процесс развития раздора: огорчение рождает гнев, гнев – ярость, ярость – крик, крик – бранные слова, бранные слова – удары, удары – раны, раны – смерть. Всякая злоба, согласно толкованию святого Иоанна Златоуста, есть хитрые злые люди, которые не нападают открыто, оскорбляя и крича, но мстят делом, выстраивая сложные схемы, направленные на то, чтобы «растоптать» другого человека. И это да будет изъято из христианской среды.

Трудолюбие с милостынею

«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28). Среди ефесских христиан были те, кто в язычестве промышляли воровством. Апостол предупреждает таких, чтобы они не вернулись к старому пороку. Воровство – одно из свойств ветхого человека. Бывшие воры вступили в общество христиан – людей, живущих трудами своих рук. Поэтому апостол заповедует тем, кто крал, теперь трудиться. Грех развивается от праздности, когда человек сидит сложа руки, следовательно, необходим труд для борьбы с грехом. Чтобы победить страсть, нужно встать на противоположный ей путь добродетели: если крал – трудись теперь сам, показывая искренность исправления. Исправляющийся вор должен трудиться не только для того, чтобы прокормить себя, но и чтобы уделять часть заработанного нуждающимся: раньше он обирал людей – теперь он становится их благодетелем. Человеку нужно честное и доброе ремесло. Апостол Павел утверждает всеобщий закон: человек должен жить трудами своих рук. Нуждающимся в христианской среде является только тот, кто физически неспособен трудиться. Помогать таким людям – христианский долг, исполнение которого низводит благословение Божие на наш труд.

Взаимное благорасположение и взаимное прощение

«Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). В стихе 32 апостол Павел предлагает лекарство против болезней, описанных в предыдущем стихе. Злоба и вражда исцеляются добротой, милосердием, радушием, спокойным обращением. Современные психологи заметили, что внешнее поведение человека влияет на его внутренний мир, хотя и обратное справедливо. Следовательно, изменив свое внешнее поведение, можно изменить нечто в своем внутреннем мире. Если я буду внешне приветливо относиться к другим, хотя я, может быть, и не хочу к ним так относиться, то вскоре у меня реально возникнет приветливость к этим людям. Дурной нрав, при желании человека, можно исправить, если он начнет трудиться над этим. Невидимо, под покровом напряженной работы, будет действовать и благодать. Святитель Феофан Затворник пишет категорично: «В христианстве под действием благодати всякий дурной естественный нрав переделывается в добрый, когда кто возьмется за это усердно и со своей стороны употребит всякий над собою труд». Помимо этого, долг христианина прощать других, как Бог простил нас и вознес на Крест наши грехи.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в старинном храме Рождества Пресвятой Богородицы села Полдомасово.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В четверг, 20 сентября, в Спасо-Вознесенский кафедральный собор города Ульяновска был принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.