«Здравствуйте, святой отец!», или как не нужно здороваться в Церкви

Христианская Церковь – это достаточно древний институт, который вобрал в себя традиции различных эпох, поэтому при вхождении в него представителю современной культуры многое кажется странным, непривычным и непонятным. Это проявляется даже на бытовом уровне, в этикете: церковные нормы этикета значительно отличаются от светских. Любая встреча, диалог, какое-либо совместное мероприятие начинается с взаимного приветствия участников. Давайте рассмотрим эту грань церковного этикета – как приветствуют друг друга люди из церковной среды.

Сразу же нужно сделать важное замечание: Церковь имеет иерархическую структуру. Глава Церкви – Христос, а мы все, если брать определение Церкви апостола Павла («Церковь – Христово тело»), члены Его тела. Все христиане почтены славой участия в теле Господнем, но назначение, важность у каждого разная. Например, различен возраст и служение. Есть епископы, священники, диаконы, монахи, миряне.

Причем в каждом из перечисленных разрядов также существует иерархическое подразделение. Всем этим людям, находящимся на различных ступенях иерархии, необходимо контактировать друг с другом. Церковь выработала титулы, приветствия, нормы почтительного обращения своих чад друг к другу. Эти нормы призваны поддерживать принцип иерархичности и обеспечить порядок.

Данный принцип четко выражает апостол Павел в Послании к Евреям: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). Из этого следует правило, согласно которому священник не имеет права благословлять в присутствии епископа, а миряне не имеют права благословлять того, кто находится в священном сане. Если вы хотите поздороваться со священником, то принято испрашивать у него благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку, а затем целуют благословляющую руку священника.

Также батюшка может благословлять прихожан, осенив крестом голову верующего или благословить на расстоянии. Подходя под благословение, человек говорит: «Отец такой-то (например, Петр), благословите» или «Батюшка, благословите». Вспоминается случай из церковной жизни. Священник готовится к приезду архиерея, что-то носит, руки его заняты. Тяжелое несет, напрягся весь: донести бы скорей! Прихожане видят, что руки заняты у священника, но подходят, сложив ручки, и говорят елейно: «Батюшка, благословите», а сами смотрят с интересом, как же он их будет благословлять. Зачем так делать? Так под маской исполнения церковной нормы можно досадить священнику! Поэтому и здесь нужно думать, подходят ли время, место и обстоятельства для такого приветствия.

В период от праздника Пасхи до его отдания православные христиане здороваются словами древнего приветствия: «Христос Воскресе», а тот, к кому обращено приветствие, отвечает: «Воистину Воскресе!» Это же правило относится к приветствию лиц в священном сане.

Если вы встретили свяще ника вне храма, у него также можно взять благословение. Хотя здесь нужно проявлять благоразумие: если вы знаете, что этот человек находится в общении с Православной Церковью, не является еретиком, сектантом, раскольником, тогда берите. А если этот священник вам неизвестен, то нужно, видимо, если рассуждать логически, сначала поинтересоваться его принадлежностью к Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) либо какой-нибудь другой Православной Церкви из семьи Православных Поместных Церквей, с которыми Русская Церковь находится в евхаристическом общении.

В одной семинарии, кажется Санкт-Петербургской, был случай, когда семинаристы взяли благословение у архиерея, принадлежащего к нехалкидонитам, т.е. древним восточным церквям, не признающим Халкидонский собор. Одет владыка был как обычный архиерей. За такой поступок ректор отлучил взявших благословение от Причастия на неделю или на две. Еще одно правило: здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Диаконы и миряне принимают благословение. При прощании со священником также берется благословение.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в старинном храме Рождества Пресвятой Богородицы села Полдомасово.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В четверг, 20 сентября, в Спасо-Вознесенский кафедральный собор города Ульяновска был принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.