Дефицит благоговения

Следующий за Рождеством Христовым двунадесятый праздник – Крещение Господне – в сознании большинства людей ассоциируется с таким благочестивым действием, как необходимость набрать святой воды. Ажиотаж вокруг крещенской воды вызван, конечно, не только тем, что она почитается как величайшая святыня в православном мире, но и простым психологическим механизмом: ценится то, что является редкостью.

 А ведь, как известно, чин Великой Агиасмы, а именно так правильно называется чинопоследование, по которому освящается вода в крещенские дни, совершается всего-навсего два раза в году, т.е. накануне праздника Крещения и в сам праздник. К сожалению, несмотря на похвальную востребованность крещенской воды среди россиян, мотивы, которые движут людьми, часто далеки от православных. Давайте вновь ответим на некоторые часто задаваемые вопросы о крещенской воде, которые из года в год будоражат умы некоторых мужественных стояльцев за многоценной жидкостью.

Какая вода «мощнее»: крещенская или богоявленская?

Ах, ну ведь изобрели же уже амперметр и вольтметр! Когда же придумают ученые харизмометр, или в переводе на русский благодатиметр? Поднес к иконе, к святой воде, наконец, к человеку и измерил уровень благодати. К себе самому поднес и понял: «Так, ушла благодать, круто я вчера на начальника разозлился, пора на Исповедь!» О таком аппарате можно лишь мечтать. Более того, думаю, что его принципиально невозможно создать. Однако если расширить спектр святынь, важность которых мы бы хотели сравнить, то можно однозначно сказать, что выше Евхаристии нет ничего. Все таинства Церкви, как и духовная жизнь ее членов, находят свое завершение, обретают полноту, в Причастии Тела и Крови Христовых. Но важно понять общий принцип действия ЛЮБОЙ святыни на человека, который достаточно грубо может быть сформулирован так: сила благодати, получаемая от соприкосновения со святыней, прямо пропорциональна вере и чистоте человеческого сердца. Поэтому вопросы «Какая икона сильнее?» или «Какая вода святее?» некорректны. Они как будто заданы не с того конца. Мы не можем подойти и «объективно» измерить благодатность! Каждый раз, в зависимости от духовного состояния конкретного человека и воли Божией об этом человеке, интенсивность восприятия благодати, подаваемой Богом через святыню, различна. Могущий вместить – да вместит, а немогущий, еще пока не могущий, – не вместит ничего! А теперь вернемся к воде. Есть в народе вполне логичная, как кажется на первый взгляд, теория разграничивать так называемую крещенскую и богоявленскую воду. Два вида воды появляются из практики совершать великое водоосвящение дважды: накануне Крещения, или Богоявления (а оба названия относятся к одному и тому же празднику), и в сам день праздника. Где-то до XI века существовала практика освящать воду только один раз – в навечерие Крещения, т.е. накануне. Считается, что она восходит к древнему обычаю крестить оглашенных в этот день. С XI века появляется и все более распространяется обычай освящать воду дважды. В Русской Церкви двукратное освящение воды на Крещение окончательно утвердил Московский Собор 1667 года. Так или иначе, но в настоящий момент оба раза вода освящается по одному и тому же чинопоследованию, т.е. читаются одинаковые молитвы, а значит, на выходе в обоих случаях появляется одинаковый «продукт». Таким образом, оба вида тождественны и обладают одним и тем же набором свойств. Разделение на «крещенскую» и «богоявленскую» вносит лишь путаницу и ничего не проясняет, поэтому от него следует отказаться.

«В Богоявленскую полночь у меня в квартире из крана течет святая вода?»

Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Богоявление говорит: «В этот день крестился Христос и освятил природу воды. Потому-то и приносит народ в полночь этого праздника сосуды для воды, черпает ее и хранит целый год, потому что именно ныне вода освящается». Здесь улавливается идея необходимости периодического возвращения мироздания к первозданной чистоте, освобождения его от власти нечистых духов – в частности, его основной стихии – водной, которая и освящается. Но даже во времена прославленного святителя народ приходил к источнику после совершения над ним священнодействия, прочтения молитвы епископом или священником. С другой стороны, еще не так давно, в советское время, когда количество храмов было крайне мало, многие населенные пункты оставались без священника, а значит, и чин великого водоосвящения в тех местах не совершался. Некоторые благочестивые христиане с верой набирали воду в эту ночь, и она, судя по рассказам, обладала теми же свойствами, что и вода Великой Агиасмы: например, долго не портилась, сохраняла свежесть и могла храниться в таком состоянии несколько лет. Как это понимать? Это правило или, наоборот, исключение из правила? Думаю, что это была особая милость Божия, явленная по вере тех благочестивых людей, которые обязательно пошли бы на «нормальное» водосвятие, но не имели такой возможности. Сейчас ситуация изменилась. Количество храмов значительно увеличилось, поэтому в нормальном режиме, особенно жителям крупных населенных пунктов, нужно не экспериментировать с водоканалом, а приходить за водой в дом Божий, где по сформированному Церковью чину совершается водосвятие, в «качественности» которого нет никаких сомнений. Удаляя себя от храма, человек лишается не просто святой воды, но гораздо большего – соборной молитвы. Пребывание в богослужебно-молитвенной атмосфере храма непонятным образом дает человеку силы, ослабляя накопившуюся «изувеченность». Хотя, конечно, если пришел в церковь поскандалить, поосуждать, себя показать, то выйдешь из нее, скорее всего, еще более изувеченным.

 «Можно окунуться в иордани, и с тебя смоются грехи»

«Иордань» – это название специально оборудованной купальни на водоеме, где также освящается вода на праздник Крещения. По сложившейся традиции народ там купается. К сожалению, это по большей части воспринимается просто как народная забава. Приходят подвыпившие мужики, окунаются, показывают спутникам или спутницам свою «крутость». Лишь бы весело и без травм! Но вот во всей этой мешанине мотивов, побуждающих людей, превозмогая себя, купаться в стужу, есть один, на котором следует остановить внимание: некоторые считают, что если искупаться в иордани, то простятся грехи. Внешне совершаемые действия напоминают таинство Крещения, в котором, действительно, прощаются все ранее совершенные грехи. Но ведь это лишь внешнее сходство! Через окунание в прорубь с крещенской водой грехи не прощаются. Для этого существует таинство Исповеди, в котором при раскаянии, твердом намерении исправить жизнь и назывании священнику своих грехов они прощаются, а кающемуся подаются благодатные силы бороться с типичными для него грехами.

Что делать с крещенской водой?

 Обычно крещенскую воду пьют с верой, молитвой (см. молитвослов) и натощак в освящение души и тела и в отгнание всякого диавольского действа. Лишь в Крещенский сочельник и в сам праздник эту воду можно пить в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду утром. Агиасму благословляется употреблять людям, лишенным по какой-либо причине возможности приступать к Причастию. При телесном недуге разрешается пить крещенскую воду не натощак, но всегда с благоговением. Разбавленная крещенская вода сохраняет свои благодатные свойства. В крупных храмах с большим количеством верующих в емкость с водой, над которой был совершен чин великого водосвятия, периодически доливают воду – это не должно смущать. Другой практический вывод: незачем приносить десять пятилитровых канистр и наполнять каждую. Достаточно унести небольшое количество святой воды, которое дома вы разведете на требуемый объем. И нести легче, и очередь быстрее движется. Святой водой принято окроплять свое жилище. При этом, крестообразно кропя на четыре стороны, можно читать молитвы: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится все лукавое бесовское действие. Аминь» или «Да воскреснет Бог…» Однако этот обряд, который допустимо совершать мирянину, не следует путать с чином освящения квартиры (жилища), который совершается священником. Крещенскую воду не следует использовать при приготовлении супа, чая и т.п. Бывают случаи, когда крещенская вода портится, вопреки утверждению о ее многолетней сохранности. Скорее, это тревожный знак, через который Господь хочет указать на то, что среди обитателей дома есть какие-то тяжелые страсти, которые бесконтрольно развиваются. Такую крещенскую воду нужно вылить в непопираемое место, т.е. по которому ногами не ходят. Можно вылить в церковный сухой колодец, в реку, в горшок с цветами, но не где угодно и уж точно не в канализацию. Вообще святой водой нужно пользоваться, а не складировать ее, как дорогое вино в погребе: «Эта вот бутылка у меня 1988 года, эта 2000-го, а та – десятилетней выдержки». В заключение хочется сказать, что святая вода Великой Агиасмы не есть волшебное вещество, которое автоматически наладит вашу жизнь, исцелит болезни и принесет счастье. Святая вода – это могущественное подспорье в духовной жизни, но основная ответственность по созиданию своего будущего по-прежнему лежит на человеке, а не на святой воде.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь и духовенство епархии посетили творческий вечер Кларины Шадько

Архипастырь и духовенство епархии посетили творческий вечер Кларины Шадько

18 апреля в концертном зале Детской школы искусств им. М.А. Балакирева прошел творческий вечер народной артистки России Кларины Шадько.

К проекту «Социальные кормления» присоединилась парикмахер-доброволец

К проекту «Социальные кормления» присоединилась парикмахер-доброволец

В Симбирске развивается проект «Социальные кормления», направленный на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В рамках данного проекта нуждающиеся могут бесплатно получить горячее питание.