Масленица: точка зрения Церкви

Наступила календарная весна, а вместе с ней и масленичная неделя. Для кого-то это блинный марафон с финишем в виде традиционного огненного зрелища. Но так ли это должно быть для тех, кто считают себя православными христианами? Корреспондент газеты «Православный Симбирск» побеседовала с настоятелем Духосошественского храма г. Ульяновска иереем Владимиром МАНЯКОВЫМ о верном восприятии Сырной седмицы.

– Отец Владимир, наверное, ни для кого уже не секрет, что корни масленицы – языческие и христианин не может принимать участие в сжигании чучела. Но, на мой взгляд, масленица все равно ассоциируется со временем веселья, гостей и, конечно же, блинов. В чем истинное предназначение этой последней перед Великим постом недели?

 – В сознании большинства людей масленица воспринимается как церковный праздник веселья. К сожалению, это не так. Масленица, Медовый Спас, Яблочный Спас – народные названия церковных праздников. В Типиконе (Церковном Уставе) последняя перед постом неделя называется «сырной», потому что на этой седмице не едят мясо. Если мы обратимся к Евангелию, которое читается в воскресный день перед ней, то поймем, что означает это ограничение. На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея о Страшном Суде. Страшный Суд – это окончание одного мира и начало нового. После него человечество вернется к своему первозданному состоянию. Поэтому на сырной неделе мы гастрономически подражаем Адаму. Он, живя в Эдемском саду, не вкушал мяса. В Священном Писании Бог разрешает вкушать людям мясо только после потопа. Если мы с вами задумаемся над тем, как жил Адам в раю, то, наверное, разочаруемся. Райская жизнь первого человека – это труд, пост и молитва. Неделя перед Великим постом в полной мере напоминает ту жизнь. В еде это отказ от мясных продуктов. Труд – поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина в среду и пятницу. Молитва – песнопения Постной Триоди, которые каждый день напоминают о грядущем подвиге.

– Мы знаем про подготовительные недели к Великому посту. В чем их значение для верующего человека?

 – Если ориентироваться на Постную Триодь, особую богослужебную книгу постных песнопений, подготовка к посту начинается только с воскресенья о мытаре и фарисее. Но на самом деле, за неделю до этого всегда читается Евангельский отрывок о начальнике мытарей из Иерихона Закхее. Случай, произошедший с Закхеем, является напоминанием о том, что «сыном Авраама» может стать только человек, который принесет достойные плоды покаяния. В то же время Церковь предлагает нам воспользоваться наступающим постом, как Закхей деревом, чтобы увидеть Бога в нашей жизни. В песнопениях воскресенья о мытаре и фарисея Церковь призывает верных чад не возноситься в молитве, а в смирении и покаянии приносить свои воздыхания Богу. Начиная со всенощного бдения накануне этой недели и до Входа Господня в Иерусалим на воскресных всенощных мы будем слушать умилительные стихиры после Евангелия «Покаяния отверзи ми двери». А уже на следующей воскресной всенощной после полиелейных псалмов мы услышим плач еврейского народа в изгнании о потерянном Иерусалиме и его храме. 136 псалом – это плач блудного сына об оставленном отце и доме. Этот псалом исполнен тоски и печали. Поэтому Церковь и предлагает слушать его начиная с Недели о блудном сыне до начала поста. Именно на этой службе мы, как блудный сын, обращаемся к Отцу Небесному: «Согреших пред очима Твоима, Благий, расточих богатство Твоих дарований. Но приими мя кающася, Спасе, и спаси мя».

– Какие особенности богослужения характерны для данного периода? – Об этом мы уже поговорили выше. Но особенно хотелось бы рассказать о Вселенской родительской субботе. В субботу перед воскресеньем о Страшном Суде Церковь творит память «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». И это поминовение не случайно. Перед последним судом Христос разбудит всех людей от сна смерти. Души вернутся в воскресшие тела. Поэтому перед тем, как вспомнить грядущий Суд Божий, Святая Церковь как чадолюбивая мать молится о всех своих чадах. И особенно о тех, кто по тем или иным причинам был лишен церковного напутствия и погребения. В каноне на утрени перечисляется огромное количество несчастных смертей. Так Церковь молится о тех, кто утонул, сгорел, кого засыпало землей и тому подобное.

– На седмице, предшествующей Великому посту, не совершается Литургия в среду и пятницу. Почему?

 – Действительно, на сырной неделе в среду и пятницу не служится Литургия. Даже если в эти дни совершается память какого-либо почитаемого святого. Отсутствие Литургии связано с древней традицией палестинского монашества не совершать в эти дни вообще никакой Литургии. В Уставе Великой Церкви Константинополя совершались Литургии Преждеосвященных Даров. Отсутствие возможности совершения Божественной литургии – это признак Великого поста. На сырной неделе человек живет райской жизнью. В последнее воскресенье перед постом мы вспоминаем Адама и его изгнание из рая. Божественная литургия есть полное общение человека и Бога. А отсутствие ее можно описать словами Бога «смертью умрешь».

 – Почему перед постом установлена сплошная седмица?

– Здесь я вижу только заботу Церкви о своих чадах. Церковь всегда учила постепенному вхождению в подвиг. А уж тем более в такой, как пост. Великий пост отличается строгостью питания. Если мы почитаем Типикон, то увидим предписание к очень строгому воздержанию. Для современного человека это кажется невыносимым. Пост по Типикону – это полный отказ от еды и питья в течение первых 3, а то и 5 дней. Чтобы человеку не было тяжело входить в пост, церковная традиция дает отдохновение перед ним. Потом следует неделя с двумя постными днями. А на сырной седмице мы не употребляем мясные продукты. Синаксарий (Поучение) в субботу сырной недели объясняет это обетом императора Византии. Император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это ограничение в богослужебный устав.

– К каким делам евангельского милосердия призывает нас Господь в притче о Страшном Суде, которая читается на Литургии перед началом сырной недели? Как их исполнить современному верующему?

– Господь в притче о Страшном Суде весь суд сводит к делам милосердия. Если мы вспомним о мытарствах, то последнее – это мытарство немилосердия. И в этом видится замысел Бога. Человек действительно может научиться жить по заповедям Моисея, стараться жить по заповедям блаженств Христа и выполнять все предписания церковной традиции, но оставаться немилосердым. Как это было, например, с мнимыми праведниками Нового Завета – фарисеями. И самое главное, чему Христос хотел научить людей – это милость. К кому? К своим родственникам? Братьям и сестрам по вере? Нет. Христос учит милосердию к тем людям, которым нужна помощь в данный момент. И не важно, кто это. Если он голоден – накорми его. Хочет пить – напои. Не имеет жилья – впусти его. Наг – одень его. Болен – навести в больнице. Попал в места заключения – посети его. А если мы посмотрим вокруг, то поймем, почему такие вопросы задает Христос. В нашем мире огромное количество голодных и недоедающих, не имеющих возможности пить чистую воду, получать медицинскую помощь, оставшихся без жилья, осужденных, находящихся в заключении. Поэтому современному христианину нужно оказывать милость здесь и сейчас. К сожалению, мы не умеем реагировать на скорбь человека. Однажды к святому Иоанну Милостивому подошел человек и попросил милостыню. Святой подал ему. Потом просящий подбежал еще, и Иоанн подал ему. Тогда просящий решил протянуть руку в третий раз. Когда окружающие святителя это увидели, то сказали святому: «Не подавай ему! Он уже дважды просил у тебя сегодня». На что святитель, подавая милостыню в третий раз, сказал: «Не Христос ли искушает меня?»

 – Как провести Прощеное воскресенье с пользой, а не формально? Как зародился чин прощения? – В Евангелии от Матфея в Нагорной проповеди Господь говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». История чина прощения связана с традицией палестинских монахов уходить на время Великого поста в пустыню. Перед тем как приступить к подвигу, о котором будет знать только Бог, монахи испрашивали прощения друг у друга. В монастырях и по сей день каждый вечер после молитвенного правила монахи совершают чин прощения. Они испрашивают прощения у настоятеля и друг у друга за ошибки и грехи прошедшего дня. К сожалению, в современной жизни чин прощения иногда превращается в формальность. Особенно когда человек пишет сообщение: «Прости меня» и отправляет всем, кто есть в записной книжке телефона. Настоящий чин прощения – это доброе начало подвига.

Беседовала Ирина КАТКОВА

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий возглавил богослужение воскресного дня

Митрополит Анастасий возглавил богослужение воскресного дня

26 мая, в неделю пятую по Пасхе, глава Симбирской митрополии владыка Анастасий возглавил божественную литургию в храме святой Марии Магдалины Мариинской гимназии Симбирска. Архипастырю сослужили секретарь Архиерейского совета митрополии иеромонах Филарет...

Митрополит Анастасий совершил богослужение в Неопалимовском соборе Симбирска

Митрополит Анастасий совершил богослужение в Неопалимовском соборе Симбирска

Вечером 25 мая глава Симбирской митрополии возглавил служение всенощного бдения на день воскресный в Богородице-Неопалимовском храме Симбирска. Владыке Анастасию сослужили ключарь собора протоиерей Николай Архангельский, ключарь Спасо-Вознесенского...