Сам себе пророк

Если ребенка часто критиковать, называя «ленивым, глупым или медленным», то он таким непременно будет. Если считать своего супруга неудачником, то он, скорее всего, станет им, во всяком случае это не поможет ему измениться к лучшему. Если муж постоянно ревнует жену, то, вероятнее всего, она когда-нибудь начнет ему действительно изменять, хотя изначально и не хотела. Если начальник проявляет к сотруднику пренебрежение, нездоровую критику, а сотрудник прислушивается к мнению вышестоящего, то он начнет хуже работать. Человек подобен мифическому царю Мидасу, получившему губительный дар обращать в безжизненное золото все, к чему бы он ни прикоснулся. Почему? Человек видит мир через призму своих ожиданий, убеждений и интерпретаций, налагая на все, с чем он соприкасается, отпечаток своего внутреннего устроения.

Сам Спаситель учил, что «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6:22–23). Под «оком» традиционно христианские толкователи понимали человеческий ум, который как раз и рождает наши ожидания и интерпретации. К сожалению, злой ум, настроенный видеть один лишь негатив, производит ошибочные предположения, в соответствии с которыми человек начнет действовать, разрушительно влияя на межличностные отношения, в которых он участвует. Давайте попробуем разобраться: как это работает и к чему может привести?

Теорема Томаса

 В 1928 году американский социолог Уильям Айзек Томас, выражая идею, известную многим мыслителям предшествующих эпох, сформулировал тезис, который с подачи другого американского социолога, Роберта Мертона, получил название Теорема Томаса. Она звучит так: «Ситуации, определяемые людьми как реальные, реальны по своим последствиям». Иными словами, если человек считает картину какой-либо ситуации, сложившуюся в его голове, истинной, то он станет выстраивать отношения с окружающими и интерпретировать их действия согласно этой картине, что будет иметь уже вполне реальные психологические, социальные или экономические последствия. Классическим примером влияния установок людей на реальность является схема банкротства стабильного банка: некий финансовый авторитет прогнозирует банкротство, а вкладчики, считая это неизбежным событием, забирают свои деньги. Банк терпит разорение. Сам же Роберт Мертон, основываясь на Теореме Томаса, в 1948 году предложил концепцию так называемых самоосуществляющихся пророчеств. Социолог описывает механизм этого явления так: «Вначале самоосуществление пророчества является ложным определением ситуации, провоцирующим новое поведение, при котором первоначальное ложное представление становится истинным. Иллюзорная достоверность самоосуществления пророчества увековечивает власть ошибки. Ибо предсказатель будет ссылаться на реальный ход событий как доказательство того, что он был прав с самого начала».

Как и когда это работает?

 Раскрывая этот механизм, Мертон выделяет несколько основных этапов: 1) ожидания одного человека («пророка») по отношению к другому, которые могут быть вызваны сплетней, внешним видом, мнительностью и т.п.; 2) «пророк», большей частью неосознанно, выражает действиями, словами, мимикой, интонацией и т.п. свои ожидания по отношению к этому человеку; 3) другой человек получает эти «сигналы» и чаще всего подстраивает под них свое поведение; 4) «пророк» видит, что другой ведет себя в соответствии с его ожиданиями, и получает подтверждение своему «пророчеству»; 5) по мере все большего количества повторений данного цикла в отношениях между этими людьми возникают устойчивые стереотипы восприятия друг друга. Получается замкнутый круг. Таким образом, самоосуществляющееся пророчество — это предсказание, которое влияет на реальность так, что в итоге оказывается верным. Проще говоря, довольно часто мы получаем от жизни и от других именно то, чего ждем от них. К сожалению, не всегда наши ожидания добрые. Почти всегда неприязнь и враждебность рождают ответную негативную реакцию, а если мы воспринимаем человека как не склонного к сотрудничеству, то нам очень легко превратить его именно в такого. По мысли социального психолога Дэвида Майерса, «любой конфликт всегда изобилует самоосуществляющимся пророчеством. Если один участник конфликта считает другого агрессивным, обидчивым и мстительным, этот другой – в целях самозащиты – будет вести себя именно так и порочный круг замкнется». Прогнозы относительно самих себя тоже могут быть самоосуществляющимися. Если человек считает себя неспособным что-то сделать, то он этого, скорее всего, и не сделает.

А когда не работает?

 Несмотря на то, что такого рода пророчество достаточно распространено в сфере межличностных отношений, оно может возникнуть только при определенных условиях: 1) если ложных ожиданий придерживаются люди, которые играют в ситуации ведущую роль; 2) если те, к кому эти ожидания относятся, считаются с мнением первых. Иногда наши ожидания сбываются просто потому, что они справедливы, и здесь имеет место просто трезвый прогноз. Бывают ситуации, когда человек, которого «пророк» воспринимает искаженно, может попытаться доказать ему обратное, опровергнув первоначальное впечатление. Например, систематически проявлять дружелюбие при недружелюбии «пророка» или, вопреки его ожиданиям, качественно выполнять порученную работу, тогда последний не получит подтверждения своих негативных ожиданий и скорректирует свои представления. Считается также, что человек не оправдает ожиданий других, если они входят в противоречие с его Я-концепцией, т.е. с его представлениями о себе.

Эффект Розенталя

В 1968 году Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон провели эксперимент в одной из начальных школ Сан-Франциско. Ученикам, отобранным по случайному принципу через имитацию теста, было сказано, что они стоят перед фазой «интеллектуального скачка». Это же было заявлено их преподавателям, которые стали относиться к испытуемым как к «одаренным» детям. Когда через некоторое время провели тестирование интеллекта, то обнаружилось, что эти дети показали более высокие результаты, чем те, кто в исследовании не участвовал. Справедливости ради следует отметить: последующие эксперименты показали, что результаты Розенталя трудновоспроизводимы, т.е. эффект ожиданий учителя по отношению к ученику не так значителен и надежен. Однако, несомненно, положительные ожидания могут благотворно повлиять на неуспевающих учеников, которым необходима поддержка.

 Теоремы и христианство

 Опыты Розенталя обращают наше внимание на вопрос: а могут ли в рамках механизма самоосуществляющегося пророчества повлиять на человека ошибочные, но положительные ожидания, когда мы верим в способности ближнего к изменению? Христианство призывает стяжать любовь, которая является высшей добродетелью. Давая ей характеристику, апостол Павел выделяет следующие свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). Получается интересная вещь: именно любящее, доброе отношение к человеку способно разорвать замкнутый круг злых ошибочных интерпретаций, на которых основывается разрушающий эффект самоосуществляющегося пророчества. Христианство верит в человека, пытаясь обращаться к еще уцелевшему в нем добру. Оно призывает не торопиться интерпретировать в негативном ключе поведение другого, прощать и давать ему еще один шанс, не внимать пересудам, сплетням и злоречию, не унижать достоинства других людей систематическими оскорблениями. Видимо, при общении с человеком, предубежденным против тебя, нужно находить в себе силы из раза в раз начинать общение приветливо, как с чистого листа, чтобы разрушить его неверные ожидания. Ведь Христос заповедал нам проявлять любовь не только к любящим нас, но и к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Таким образом, в контексте вопроса о самоосуществляющемся пророчестве можно сказать, что христианство в некотором смысле учит смотреть на людей с определенной долей надежды, смещая негативные установки по отношению к другим в сторону положительного, хотя, возможно, и ошибочного ожидания. Одно дело, если я, ошибаясь, буду относиться, скажем, к некому Пете как к человеку способному, ну хоть к чему-либо, давая ему возможность, пусть медленно, но изменяться в лучшую сторону, и совсем другое, когда я буду считать его ни на что не годным, безнадежным недотепой. В первом случае у Петра больше шансов, потому что любовь помогает нам становиться теми людьми, которых в нас видят любящие.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил богослужения праздника Святой Пятидесятницы

Митрополит Анастасий совершил богослужения праздника Святой Пятидесятницы

16 июня, в праздник Святой Пятидесятницы, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска.

В Троицкую родительскую субботу митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

В Троицкую родительскую субботу митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

15 июня, в Троицкую родительскую субботу, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска.